Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Не многие города явились столь вдохновляющим полотном для архитектурных фантазий, как небольшой в то время Иерусалим.Если викторианцы мечтали построить новый Иерусалим в Англии, то бесконечное множество фантазеров и мечтателей стремились перестроить Иерусалим прямо там, где он есть.

Как-то естественно получилось, что именно Теодор Герцль был первым известным человеком в этом веке, предложившим глобальный проект нового Иерусалима. Он посетил город в 1898 г. и был поражен его "восточной грязью" и запустением. В своей книге "Altneuland", опубликованной спустя четыре года, он поместил Иерусалим в центр своей мечты о национальном возрождении. Он представил Иерусалим современным европейским городом с широкими бульварами и парками - столицу старой-новой родины возрожденного народа. Старый Город должен быть сохранен исключительно как "религиозная территория" без всякой коммерческой и деловой активности. Это должна быть Вена Ближнего Востока. Более детализированную утопию предложил Борис Шац, снователь иерусалимской Академии искусств Бецалель, который в 1918 г. опубликовал книгу, описывающую, как выглядит Иерусалим 2018 года. Проект включил Храм Мира на Масличной Горе, который должен был служить, выражаясь современным языком, чем-то вроде комбинации из ООН, Юнеско и Всемирного Банка, куда нации со всего мира должны подавать заявки на помощь. Технологически ориентированный Шац видел вокруг города башни солнечных батарей, собирающих энергию, движущиеся тротуары и центральную общегородскую фабрику-кухню, которая освободила бы еврейскую домохозяйку от неблагодарной работы на кухне.

Первоначальная концепция кампуса Еврейского университета явилась объектом "широких жестов". Несколько проектов предлагали центральное здание с грандиозным куполом со звездами Давида, который соперничал бы с куполом мечети Омара. Из финансовых, в основном, соображений был выбран более скромный подход. Университет, однако, сыграл на национальных чувствах мусульман. Муфтий Иерусалима Ами аль-Хусейни хорошо понимал, что означает строительство университета: у евреев серьезные намерения в городе и в стране. В качестве противовеса нанятый им египетский архитектор создал амбициозный проект мусульманского высшего учебного заведения - университета Акса, который должен был располагаться на принадлежавшей арабам земле в западной части города, около квартала Мамилла. Этот проект не был реализован из-за недостатка финансирования, а площадка под него стала в 50-х годах Парком Независимости. Если бы университет Акса был построен, его присутствие в сердце Западного Иерусалима могло повлиять на раздел города в 1948 г.

Храмовая гора, которая всегда была фокусом еврейских мессианских устремлений, после 1967 г. в особенности, стала возбуждать воображение людей из движения "Третий Храм - сегодня". Фотомонтаж, изображающий Третий Храм, появившийся несколько лет назад в рекламе частной фирмы, вызвал скандал. Еще один проект был опубликован неизвестным до того момента объединением "Ассоциация строителей Храма", которая подготовила макет, изображающий Третий Храм на огромной платформе, построенной над площадью Западной Стены, и оставляющий мечеть Омара на своем месте. Сама по себе Площадь Западной Стены была участником многих проектов - от черного базальтового монумента в ее центре, символизирующего Катастрофу, по предложению американского скульптора Исаму Ногуши, до детально разработанного "террасного" плана архитектора Моше Сафди. Период непосредственно после Шестидневной Войны был временем грандиозных проектов, включавших скоростные шоссе, проходящие через центр города, с развязками в форме клеверного листа и тоннелями. Однако бюджетные ограничения и негативная реакция общественого мнения убила их прежде, чем они смогли бы набрать темп.

Между 1967 и 1980 гг. были предложены проекты строительства в Иерусалиме более чем 40 высотных зданий. Большинство из них было отвергнуто. На соответствующих площадках были разбиты парки. Непостроенный Иерусалим включает, например, 120-метровую (40 этажей) башню со смотровыми площадками для туристов в центре Парка Независимости и систему монорельсовой дороги, опоры которой прошагали бы через сердце Иерусалима, включая пешеходную улицу Бен-Иегуда. В качестве альтернативы многочисленным отвергнутым проектам башен со смотровыми площадками в 80-е годы было предложено поставить на якорь напротив Дамаскских ворот воздушный шар и запускать на нем туристов для обозрения Старого Города и всего Иерусалима. Проект был отвергнут по соображениям безопасности. Архитектурные грезы об Иерусалиме способны не меньше, чем реально построенные здания, рассказать о мощных духовных и политических сентиментах, которые вызывает этот город.

  Марина Воробьева
На главную
Guide 21