Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


В Старом городе Иерусалима, недалеко от синагоги Тиферет Исраэль есть небольшая улочка, которая называется Улицей Караимов. Ведет она к караимской синагоге, открытой далеко не каждый день И не каждую субботу в ней собирается миньян, поскольку караимов в Иерусалиме осталось сегодня не более десятка семей...

Кто же такие караимы? В 5-8 вв. н.э. на огромных просторах Иранской державы, простиравшейся от Месопотамии до Индии и Арала, евреи не подвергались религиозным и этническим репрессиям. Глава богатой и процветающей еврейской общины был приравнен по статусу к министру шахского двора: он имел вооруженную стражу, обладал полномочиями судьи в своей общине; как представителю знати ему полагался собственный слон для выезда. Эта должность, предполагавшая столь широкие полномочия, передавалась по наследству и, разумеется, была лакомым куском. Когда умер старый экзиларх (руководитель еврейской общины), два его сына сцепились в борьбе за власть. Старший стал новым экзилархом, но младший (Анан бен-Давид) не смирился с поражением. Отказавшись от кровавого переворота, он задумал свергнуть брата другим путем. Будучи весьма известным и почитаемым в народе, он обратился с призывом к еврейской общине Ирана: «У евреев есть святая Тора, Пророки, и Писания (Танах), и мы эти святые книги изучаем, и почитаем, и соблюдаем заповеди. Но за многие столетия нашими мудрецами написано такое количество комментариев к Танаху, что разобраться в них может только человек, посвятивший всю свою жизнь их изучению. Раввины называют эти комментарии Устной Торой, которая якобы была дарована вместе с письменной Торой учителю нашему Моисею на горе Синай. Но они ошибаются: только письменная Тора является боговдохновенной книгой, а огромный свод раввинистических комментариев (Талмуд) – всего лишь полезное чтение, но никак не святая книга». Намек был весьма прозрачен. Он значительно облегчал евреям жизнь: достаточно изучать Танах и не вникать в Талмуд. Анан бен-Давид, затеявший религиозную реформу в популистском духе, рассчитывал привлечь к себе большинство евреев Ирана, которых он, как крысолов из Гаммельна, уведет от брата, оставив его правителем без подданных и став таким образом экзилархом де факто.

Однако замысел не удался. Большая часть общины осталась верна традиционному иудаизму. К Анану примкнула лишь горстка иранских евреев. Так возникла еретическая иудейская секта, которую назвали «караимы» (от глагола ликро – «читать»), т.е. «признающие только письменную Тору». Вскоре после этого раскола в судьбе иранской еврейской общины наступила трагическая развязка: начались страшные репрессии, вплоть до массовой резни и насильственного обращения в ислам. Евреи бежали из Ирана в соседнюю Византию, но и там их ждали кровавые расправы...

К северу от Ирана и Византии раскинулась мощная держава, построенная кочевым племенем хазар, вожди которого приняли иудаизм. Туда устремились еврейские беженцы, в том числе и караимы. В 9 в. славянское ополчение во главе с норвежскими викингами разгромило хазарский каганат, и остатки еврейской общины, включая караимов, бежали в дикий в то время Крым, где образовали две еврейские общины: евреи-раббаниты (крымчаки) и жившие отдельно от них караимы. Спустя много столетий Крым вошел в состав Речи Посполитой. Польско-литовский князь Витовт (Витаутас) набрал из крымских караимов для себя лейб-гвардию и часть караимской общины переселил в Литву. (Караимская община Литвы сохранилась в Тракае до сих пор, со своей синагогой, музеем и даже рестораном.)

Шли столетия. После раздела Польши при Екатерине II и позднее, при Петре I, караимы Литвы, Польши и Крыма, оказавшись в составе Российской империи, поняли, что евреям живется здесь совсем не сладко. Тогда лидеры караимской общины обратились к царю-батюшке с беспрецедентным заявлением: «Караимы не несут ответственности за распятие Иисуса, поскольку их предки, иранские евреи, жили в 1 в. н.э. уже в вавилонском изгнании». Как ни странно, это заявление было признано резонным и на караимскую общину не распространились дискриминационные законы Российской империи. Караимы имели право владеть землей и обрабатывать ее, могли получать офицерские звания и дворянские титулы. На них не распространялся закон о черте оседлости и процентной норме при поступлении в университет.

На официальном уровне между двумя еврейскими общинами Российской империи образовалась пропасть: караимы заявляли, что они не являются евреями, а представляют отдельный караимский народ с собственной караимской религией. (Следует отметить, что в то время как караимская секта России отказалась от еврейской принадлежности, караимы, жившие за пределами Российской империи (в Египте), продолжали считать себя неотъемлемой частью еврейского народа, а свое учение – истинной интерпретацией иудаизма). Парадоксальным образом численность евреев Российской империи, подвергавшихся дискриминации, погромам и кровавым наветам, неуклонно росла, а численность караимов, вкушавших плоды равноправия и ставших частью дворянской элиты империи, неуклонно падала...

В 1938 г., когда в Германии правили нацисты, из Праги в гестапо пришло письмо фантастического содержания: «Мы, российские дворяне, бывшие офицеры колчаковской, врангелевской и деникинской армий, белые эмигранты, караимы, заявляем, что никакого отношения к евреям не имеем, и просим связанные с ними дискриминационные акты на нас не распространять». Немцы провели целую операцию по расследованию истинности вышеуказанного заявления. Через подставных лиц к крупным раввинам, религиозным авторитетам, находившимся вне оккупированных Германией территорий, поступил запрос, являются ли караимы евреями. И они, как сговорившись, дали однозначный ответ: караимы евреями не являются. Так караимы Крымы, Польши и Литвы уцелели. Уже после войны, когда стало известно об этой операции гестапо, раввины объяснили свой странный ответ: «Разумеется, караимы, даже поставив себя вне рамок иудаизма и отказавшись от самоидентификации с еврейским народом, остались евреями. Мы же догадались, из какого источника поступил запрос. Во имя спасения десятков тысяч людей мы пошли на сознательную ложь».

В послевоенные годы немногочисленные караимы Европы и Советского Союза упорно продолжали заявлять, что они являются самостоятельным этносом. И только в 90-х гг. советские караимы начали репатриироваться в Израиль как евреи, получая, соответственно, все права новых репатриантов.

В иерусалимской караимской синагоге, которая называется кенасса (искаженное кнессет) пол устлан коврами, на которых, как в мечети, босиком сидят молящиеся. Караимские молитвенники резко отличаются от еврейских. Тем не менее это - синагога, где в стене, обращенной к Храмовой горе, помещается священное хранилище со свитками Торы. Евреев караимского происхождения можно встретить также в Холоне и Тель-Авиве. Они ничем не отличаются от обычных израильтян. И лишь немногие старики помнят еще старые караимские традиции, когда по субботам матери не кормили новорожденных грудью, не зажигался свет и старик – глава общины читал субботние молитвы, ловя последние лучи заходящего солнца...

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21