Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


О жизни еврейской общины Старого города в начале прошлого века известно совсем мало. Оттоманские власти относились к евреям как к гражданам второго сорта. Евреи платили особые налоги (например подушный, на строительство и др.), и хотя ислам не допускал прямого религиозного насилия, религиозные и гражданские права евреев ощутимо ограничивались. Для строительства новой синагоги необходимо было получить специальное разрешение, за которое при ходилось платить немало. Еврей не имел права свидетельствовать в суде против мусульманина. Евреи были обязаны носить одежду определенного цвета, им запрещалось ездить по городу верхом, они не допускались к городскому управлению. Еврейские паломники, при езжавшие в Иерусалим, платили особые налоги на пути через Яффу, Абу-Гош и в самом Иерусалиме.

Администрация еврейской общины Палестины в начале прошло века была представлена исключительно сефардами. А что же ашкеназы? В начале века в Иерусалиме их почти не было. Ашкеназская община целиком покинула город в 18 веке. Это было связано с печально известным строительством синагоги (впоследствии в народе ее назвали Хурва - "разрушенная"), которое затеял глава общины рабби Иегуда Га-Хасид, набрав множество ссуд у богатых мусульман. После смерти рабби его ученики не смогли расплатиться со своими кредиторами. Дело приняло серьезный оборот, и вся община была вынуждена бежать, спасаясь от преследований. Те же немногочисленные ашкеназы, которые остались в Иерусалиме, влились в сефардскую общину, надели сефардские одежды, молились в сефардских синагогах, переняли сефардские традиции. В начале века крошечная ашкеназская община состояла из Виленского гаона и двух десятков его последователей; во втором десятилетии к ней присоединился еще десяток семей - переселенцев из Галилеи, бежавших от чумы, разразившейся в Палестине в 1812 г.

Вот что пишет европейский еврей, путешествовавший по Палестине: "С Божьей помощью, в 1816 г. в Святом городе поселилась ашкеназская община. Султан издал указ, запрещающий гоям взимать с евреев старые долги и разрешающий последним арендовать у гоев дома. В Иерусалим начали переселяться евреи из Литвы и России. Они построили дома и ешивы... Рабби Аарон Моше купил в городе разрушенный дом и, реставрировав его, основал молельню для своих хасидов. Но он не нашел десятка польских евреев для миньяна... Ашкеназы были вынуждены подчиняться сефардскому большинству, которое присваивало почти все пожертвования из-за границы, предназначенные для укрепления святости ашкеназской общины... И так продолжалось до тех пор, пока численность ашкеназов не возросла и они не отделились от сефардов, что привело к серьезным разногласиям".

Городская газета "Га-Леванон" сообщала (1867): "Сефарды считали ашкеназов неполноценными евреями и не допускали к ритуальному забою скота. Те были вынуждены покупать мясо у сефардов и платить на него специальный налог". К середине века ашкеназская община выросла за счет иммигрантов из Восточной Европы. Со временем турецкая администрация признала ее как самостоятельную организацию (не без выгоды для себя, конечно: ведь появился новый источник налогообложения). Однако еще долгое время после официального признания властями ашкеназской общины религиозные и финансовые бразды правления оставались в руках сефардов.

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21