Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Для осуществления проекта строительства нового еврейского квартала за стенами Старого города в 1873 г. в Иерусалиме было основано общество Меа Шеарим. Недельная глава Книги Бытия, которую читали в это время, содержала следующий стих: «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат (меа щеарим): так благословил его Господь». Отсюда название общества и название квартала.

Основным принципом стала дешевая застройка на выгодных условиях, т.е. в рассрочку на долгий период. Стать членом общества и участвовать в строительстве мог любой еврей. Общество почти полностью состояло из бедняков Старого города, живших на пожертвования евреев диаспоры. Поэтому и землю приобрели на северных задворках Иерусалима, где она стоила значительно дешевле, чем вдоль главной транспортной артерии - Яффской дороги. Земля была выкуплена в три приема у арабов из деревни Лифта на имя богатого английского купца Бенциона Леона, который вложил в проект немалые средства.

В ноябре 1874 г. газета «Га-Леванон» сообщала о завершении строительства первых 10 домов, а также первого водосборника. К концу 1875 г., когда квартал посетил сэр Монтефиоре, в нем насчитывалось уже 20 домов и еще 28 в стадии завершения строительства. В этом же году начали строить синагогу, большую ешиву и микву.

Строительство и архитектура в то время не входили в число «еврейских» профессий в Палестине. Первыми строителями квартала были христиане. Немецкий архитектор Конрад Чик - проектировщик квартала руководствовался прежде всего соображениями безопасности. Квартал был задуман как площадь, наглухо закрытая со всех сторон наружными стенами домов. Войти в него можно было только через массивные железные ворота, которые запирались на ночь. Ворота просуществовали до 1915 г.

В самом начале правление заботилось о чистоте и внешнем виде квартала. Много внимания уделялось озеленению. Держать рогатый скот можно было только по специальному разрешению правления. Устав общества Меа Шеарим сразу предопределил ортодоксальный характер квартала. В нем, в частности, говорилось: «Запрещается передавать имущество, полностью или частично, нееврею или даже еврею, который нарушает предписания наших мудрецов». Или: «Запрещается сдавать квартиру еврею, который не считается правоверным». Таким образом, не каждый еврей имел право поселиться в Меа Шеарим. В устав общества входили также пункты, касающиеся образования, здравоохранения, помощи нуждающимся, а также заботы о новых иммигрантах - беженцах из стран диаспоры.

Чтобы предотвратить проникновение в общину «новых идей», особенно связанных с течением гаскала («просвещение») в устав внесли дополнение о том, что его положения должны соблюдаться вечно и не подлежат изменениям. Один из историков Иерусалима, называвший квартал «добровольным гетто», так описывал его характер: «Квартал Меа Шеарим - не просто религиозная конгрегация; с самого своего основания он выполняет функции любого секулярного общества, подобно еврейскому местечку царской России или Польши. Всей жизнью заправляет местная администрация: мостит улицы, открывает рынки и магазины, ремонтирует водосборники и миквы, занимается регистрацией имущества и - главное - обеспечивает мир, тишину и спокойствие. У этого квартала, безусловно, есть собственный неповторимый характер: все его жители - выходцы из Восточной Европы - сознательно и намеренно воссоздали копию старого местечка - настоящего гетто, наглухо закрытого от внешнего мира. Его стены надежно охраняют жителей от постороннего влияния на тело и душу».

Однако «гетто» оказалось не таким уж изолированным. Квартал разрастался, присоединяя к себе все новые и новые участки земли. Батей Мильнер, Эвен Йегошуа, Батей Варша - далеко не полный перечень новых «микрорайонов» Меа Шеарим.

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21