Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


На публикуемых фотографиях к статье – свидетельства трагического эпизода из истории дороги Яффа-Иерусалим. 1948 год, Иерусалим в осаде. В еврейской части города не хватает медикаментов, воды, еды. Транспорт, груженный предметами первой необходимости, пытается прорваться в осажденный город. Колонны по несколько машин, в надежде, что хоть одна доедет, или попытки прорваться ночью с потушенными фарами, стараясь не шуметь…, но все было бесполезно, одна за другой попытки прорыва терпели неудачу, пока не был найден тайный объезд (так называемая «Бирманская дорога»).

Сегодня об этой совсем недавней истории напоминают корпуса машин, пытавшихся тогда весной 1948 побиться в осажденный Иерусалим. Каждый год к дню Независимости разбросанные вдоль дороги остатки машин красят в красный цвет. По сей день к этому символическому кладбищу приносят венки из живых цветов. Все без исключения, кто хоть раз проехал по дороге из Тель-Авива в Иерусалим или обратно, видели эти красные корпуса машин, но погруженные в свои мысли и проблемы, проносились мимо них, не задумываясь над увиденным.

«Новейшая история дороги» начинается в девятнадцатом веке.Путешественники обычно добирались в Иерусалим из различных уголков Палестины на ослах, мулах, верблюдах и лошадях, обычно с караваном и в сопровождении вооруженной охраны. И лишь конце 60-х годов по Яффской дороге замелькали первые двуколки, коляски, дилижансы. Прошло еще почти двадцать лет, и только тогда появилась железная дорога, соединяющая Иерусалим с Яффским портом.

Как проходило путешествие из Яффы в Иерусалим? Обычно караван трогался из Яффы днем, добирался до Рамле, где путешественники располагались на ночлег. На следующее утро на заре путь продолжался через Баб эль-Вад (сегодняшний Шаар-ха-Гай, шоссе № 1 - главное шоссе страны, соединяющее Иерусалим и Тель-Авив) или Бейт-Хорон (сегодня шоссе №443, ведущее в Модиин, Гивон и далее через Гиват-Зеев в Иерусалим).

По пути путешественникам приходилось платить двойной налог: один официальный - в казну султана - за обеспечение безопасности на дороге, другой, не менее "официальный", - за гарантию той же безопасности. Этот "налог" собирал главарь разбойничьей банды из деревни Абу-Гош. Были и другие налоги: на въезд и выезд, на ввоз товаров, на въезд в Иерусалим, не говоря уже о многочисленных "бакшишах" за быстрое обслуживание, послабления при уплате официальных налогов и т.д.

В начале 70-х гг. 19 века строительство дороги Яффо - Иерусалим, способной дать ответ возросшему к Святой Земле европейскому интересу, завершилось. Но оказалось, что она слишком узка для больших экипажей и вьючных животных Со временем ее расширили, и уже в 1864 г. по ней стало возможным транспортировать гигантские колокола для православной церкви: их поместили в огромные деревянные колоды, которые 150 русских паломниц катили до Иерусалима. Один из этих колоколов и сегодня украшают колокольню Елеонского монастыря на Масличной горе, а под звон других колоколов собирается на молитву в Рождественский собор христианская община Бейт–Лехема. По этой же дороге из Яффского порта в Иерусалим доставили на верблюдах ковчег для священных книг синагоги Хурва.

Несмотря на проблемы, связанные с безопасностью, уже официально объявлено о возобновлении железнодорожного сообщения между Тель-Авивом (Яффо) и Иерусалимом. Несмотря на «Наполеоновские планы» провести полотно железной дороги через Модиин, решено пока ограничится движением по старой трассе, по маршруту, установленному еще во времена Турецкой империи и проходящему по долинам эмек а-Эла и эмек а-Сорек. Эта третья из древних дорог, известных во все времена. Битва Давида и Голиафа проходила в эмек а-Эла, а во время знаменитой битвы Иисуса Навина солнце остановилось над Гивоном (в современной интерпретации - отрезок шоссе №443 между Модиином и Гивоном), а луна над Аялоном (Аялонская долина начинается за Шаар-а-Гай, шоссе №1).

Итак, подняться в Иерусалим во все времена можно было по трем главным дорогам, маршрут которых продиктован топографией Иудейских гор, видевших армии самых разных завоевателей. Наше время принципиально отличается только скоростью передвижения по дорогам, да и еще, пожалуй, равнодушием и невниманием к проносящемуся за окном машины пейзажу.

  Марина Воробьева
На главную
Guide 21