Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

Сто с небольшим лет назад почти все иерусалимские евреи влачили жалкое существование на пожертвования западных собратьев по вере. Лишь немногие имели профессии и занимались ремеслом или торговлей. В начале века в Еврейском квартале было зарегистрировано три врача, пять медников и кузнецов, два-три жестянщика, два красильщика тканей, десять портных, десять шойхетов, десять мясников, десять торговцев пряностями, пять учителей, один переплетчик, с десяток коробейников.

Историк Иерусалима 19 в. рабби Лунц указывает, что занятие ремеслом и неблагодарная физическая работа в первой половине века были в основном уделом сефардов, которые работали в лавках на Улице Евреев, а также на рынках, «специализировавшихся» на определенном виде продукции. На отсутствие заказчиков и покупателей жаловаться не приходилось: в подавляющем большинстве это были арабы, презиравшие труд ремесленника. Черной работой среди евреев занимались в основном неграмотные выходцы из Палестины, едва умевшие произносить молитвы, не понимая их смысла. Что касается коммерции, то здесь евреи играли важную роль. Ими была почти полностью монополизирована торговля текстильными изделиями, которые они ввозили из Бейрута и Дамаска. Денежный обмен также полностью находился под их контролем. Дополнительный приработок менялам давала покупка и продажа золотых монет, которые шли на изготовление женских украшений. Лишь немногие держали продуктовые лавки.

Жил в Еврейском квартале некто Мордехай из Вильны - знаменитый в Иерусалиме резчик по камню. В свое время он учился ремеслу в Германии, где его ожидала вполне безбедная жизнь. Однако Мордехай отказался от заманчивых предложений и переселился в Иерусалим, предпочтя влачить скудное существование на Святой Земле. Все историки еврейского Иерусалима прошлого века отмечают, что низкий жизненный уровень и низкая трудовая занятость среди евреев были вызваны вовсе не привычкой к безделью и даже не отсутствием работы, а исключительно стремлением к своему главному предназначению на Святой Земле - изучению Торы. Евреи посвящали учению всю жизнь, полагаясь на Бога и щедрость иноземных собратьев, которые должны были вознаградить их за благочестие. Английский художник У. Барлет, посетивший Иерусалим в 40-х годах прошлого века, писал: «Раввины осуждают занятие ремеслом, занимаясь поиском средств для содержания евреев, которые, по их убеждению, должны «день и ночь учить Закон». Эта порочная система ведет к образованию нации нищих, попавших в полную зависимость от раввинов, дающих им на хлеб насущный». Однако со временем положение меняется. Путешественники отмечают, что к концу 19 в. многие профессии в Иерусалиме стали исключительно «еврейскими». К таковым относились, например, ремесла лудильщика, стекольщика, сапожника, портного, часовщика, плотника, ювелира. Появилось множество купцов и торговцев. Европейцы, приехавшие по делам в Иерусалим, жаловались, что им поневоле приходится соблюдать субботу вместе с евреями, т.к. все лавки закрыты.

Согласно не слишком достоверной статистике того времени, в 50-х гг. прошлого века, 239 евреев зарабатывали на жизнь собственным трудом; их число составляло 4% еврейского населения. Много искусных мастеров было среди ашкеназов, обучавшихся своему делу в Европе. В конце века, когда город разросся и вышел за пределы стен, еврейская торговля играла столь значительную роль, что еврейские магазины и торговые предприятия обосновались на самых главных улицах иерусалимских кварталов.

Несколько слов об истории еврейского Иерусалима и возрождении ашкеназской общины города.

Еврейский квартал Иерусалима прекратил свое существование после прихода в 11 веке крестоносцев, которые вырезали все население, и возродился во второй половине 13 века. Начало этому возрождению было положено в 1267 г., когда выдающийся еврейский раввин и ученый Рамбан (Нахманид) купил в Иерусалиме участок для строительства синагоги, которая сегодня носит его имя. Это место, представлявшее собой груду развалин, было выбрано по двум причинам. Во-первых, на данной территории никогда не было христианских и мусульманских святынь, поэтому она не представляла специального интереса для нееврейских соседей. Во-вторых, расположение на склоне позволяло видеть главные еврейские святыни: Стену Плача и Масличную гору.

К началу 19 века евреи в Иерусалиме были представлены только сефардской общиной (около 2000 чел.). За первые две трети века еврейское население увеличилось почти в шесть раз за счет массового притока в Иерусалим ашкеназов. Еврейский квартал (располагавшийся в начале века между Улицей Евреев и Стеной Плача) начал разрастаться на запад по склону горы Сион в направлении Армянского квартала. Уже в 1926 г. ашкеназы вели переговоры о покупке большого земельного участка между Еврейским кварталом и тюрьмой, располагавшейся возле Крепости Давида. В 1930 г. предводители еврейской общины арендовали у армянского монастыря часть его владений (включая жилые помещения, которые они сдавали за символическую цену евреям, поощряя таким образом расширение Еврейского квартала). Богатый и уважаемый рабби Цадок Галеви, переселившийся в Иерусалим в середине века, купил у арабов узкий темный тупик, который со временем стал самым густонаселенным местом Еврейского квартала. Входили в него через маленькие ворота, запиравшиеся на ночь от грабителей.

К середине века Еврейский квартал разросся и граничил с Армянским кварталом на западе, Мусульманским кварталом на севере и доходил почти до южной городской стены. Но даже при этом его площадь составляла не более двенадцатой части общей площади города. По мере роста квартала шло расслоение еврейского населения и образование мелких общин. Каждая селилась в определенном районе, группируясь вокруг своей синагоги. Так возникли районы сефардов, ашкеназов, караимов, а также выходцев из различных стран диаспоры.

Проникая во владения мусульман, евреи одновременно избегали вторжения в Христианский квартал: их отношения с христианами были намного сложнее, чем с мусульманскими соседями. Один из современников писал: "Христиане относятся к евреям гораздо враждебнее, чем магометане. В смутные времена еврей попросит убежища у турка, а не у христианина". Враждебность проявлялась и в том, что евреям строго запрещалось приближаться к Храму Гроба Господня.

Заглянем внутрь Еврейского квартала прошлого века. Грязные узкие улочки с полуразрушенными домами и темными тупиками, где сваливался мусор. Жители селились в сырых домах или подвалах, сохранившихся от фундамента древних зданий. Очевидцы описывали еврейское "гетто" Иерусалима как один из беднейших районов Востока. Еврейский писатель А.Фрумкин, описывая нищету и разруху в Еврейском квартале, упоминает, что собственность евреев почти не охранялась и служила легкой добычей для грабителей с большой дороги, проникавших внутрь города.

Вот что пишет историк Иерусалима рабби Лунц: "Большинство домов пустовало, и арендная плата была низкой. Продукты и предметы первой необходимости стоили недорого. Обитатели квартала привыкли обходиться самым малым. Их еда, одежда, семейный уклад сохранились такими же, какими были в стране исхода. О роскоши здесь никто и не помышлял: доходы были очень скудны". По сообщениям газеты Ха-Леванон (1869), еврейское население Святой Земли составляли в основном беженцы из враждебных государств, подразделявшиеся на три категории. В первую входили пожилые выходцы из стран арабского Востока, у которых на жизнь оставалось слишком мало времени и денег. Ко второй относились раввины и их ученики. На нижней ступени социальной лестницы стояли мориско – уроженцы Палестины, неграмотные, почти утратившие традиции евреи, которые наизусть повторяли молитвы, не понимая их смысла. Свой кусок хлеба они зарабатывали самой черной работой, за которую не взялся бы ни один араб или христианин.

На территории квартала находилось несколько нееврейских островков, которые также отнюдь не способствовали его украшению. Сущим наказанием была городская бойня, из-за которой Еврейский квартал можно было распознать за версту по запаху. Напрасно евреи подавали турецкому правителю прошение за прошением - бойня была вынесена за пределы города только в начале 50-х годов, когда в дело вмешался сэр Монтефиоре.

В "интерьере" квартала "инородным телом" был греческий монастырь св. Георгия, который христиане из-за местоположения называли "еврейским монастырем". В центре, неподалеку от синагоги Рамбана, возвышался минарет 14 в., сохранившийся здесь и по сей день. В свое время мусульмане пытались захватить этот участок, однако евреи подали судебный иск и выиграли дело.

Домовладельцев среди евреев было мало. Это было связано не только с их бедностью, но и с тем, что дом можно было купить, лишь приобретя землю, которую по закону турецкого правления запрещалось продавать иностранным подданным. Исключение делалось только для таких особ, как сэр Мозес Монтефиоре - ему был продан участок вне городских стен, на котором был построен первый еврейский квартал Нового города, названный Мишкенот Шаананим.

Остается только радоваться, дорогие читатели, что нам с вами посчастливилось родиться через 100 лет и жить или путешествовать по совсем другому Иерусалиму, но и сегодня, как во все времена, сквозь стекло и бетон современности виден яркий свет Иерусалима, возвышающий и очищающий.

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21