Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

Всего лишь сто лет назад изучать географию Иерусалима мы могли бы лишь по многочисленным картинам и гравюрам, возможно, представляющим историческую и художественную ценность, но никак не могущих служить руководством для путешественника. Первые карты города, появившиеся в прошлом веке, составлялись на основе записей путешественников, и более поздние научные топографические исследования показывают, насколько их составители были наивны и невежественны в области географии.

Западных ученых 19 в. интересовала в основном история Иерусалима периода I и II Храмов, правления мусульман и крестоносцев и гораздо меньше - современность. Возможно, они невольно пытались уйти от неизбежного сравнения бывшей великолепной столицы еврейского государства и всего христианского мира с представшим перед их взором убогим, запущенным, полуразрушенным городом на задворках турецкой империи. "Чаша гнева и презрения Господня пролилась на Иерусалим, и он погрузился во тьму и прах", - писал в 1838 г. историк Робинсон. Тем не менее, из их заметок можно почерпнуть немало ценных сведений об Иерусалиме 19 века.

Из всех источников прошлого века, содержащих информацию об облике города, его населении, экономическом и политическом развитии, памятниках истории самыми надежными и достоверными являются путевые заметки и научные труды тех европейцев, которым довелось прожить в Иерусалиме длительное время: консулов, христианских миссионеров, врачей.

Первые попытки научных топографических исследований Иерусалима (их предпринял в 1818 г. немецкий врач и ботаник Ф.Зибер) встретили яростное сопротивление мусульманского населения, которое воспринимало изображение святых мест на рисунках и картах как святотатство. Способ борьбы с "инакомыслящими" нам до боли знаком: ревнители Аллаха выслеживали и забрасывали камнями отчаянных смельчаков, проводивших топографическую съемку с городских стен. Приходилось скрывать характер работ, что было возможно далеко не всегда.

В 30- е годы прошлого века, в период египетской оккупации Палестины, власти официально разрешили такого рода исследования, и в Иерусалиме состоялись первые географические экспедиции. Большая заслуга в составлении научно обоснованной карты Иерусалима принадлежит архитектору Ф.Кетервуду и его коллегам (1833). Они не только провели все необходимые картографические съемки, но также создали макет "Панорама Иерусалима" и составили отдельный подробный топографический план Храмовой горы. Кетервуд разместил измерительное оборудование на крыше здания, возвышавшегося к северу от Храмовой горы, - Дворца Понтия Пилата, откуда весь город был виден как на ладони, и при помощи специальной камеры, состоявшей из ряда призм, проецировал на бумагу общую панораму города и его важнейшие сооружения.

Кетервуд первым, рискуя жизнь, осмелился не только проникнуть в мечеть Омара, но и произвести там необходимые замеры и набросать по ним эскизы внутреннего расположения - акт неслыханной в мусульманском мире дерзости, каравшейся по тем временам смертью. До него ни одному западному ученому не удалось составить план даже наружного расположения мечети. А единственным побывавшим там в начале 19 в. европейцем был один испанский аристократ, прикинувшийся мусульманином (а затем и в самом деле принявшим ислам), чтобы беспрепятственно передвигаться по Ближнему Востоку. Составленный им исключительно на основе личных наблюдений географический атлас содержит лишь приблизительный план расположения мечети Омара и других мусульманских строений на Храмовой горе.

Огромный вклад в топографическое исследование Иерусалима внес молодой английский офицер, который выпустил трехтомный научный сборник "Военно-топографическая съемка Иерусалима" (1865). В нем достаточно точно указаны изменения высоты местности при переезде из Яффо в Иерусалим и по дороге из Иерусалима на Мертвое море (эти данные были получены при помощи теодолита и измерительных реек). Туда же входит точная карта Иерусалима и его окрестностей, а также планы Башни Давида, Храмовой горы и Храма Гроба Господня, включая 43 фотоснимка городских стен, ворот и главных строений.

На этом этапе эпопею картографического описания Иерусалима можно было бы считать законченной, если бы во второй половине прошлого века не произошли бурные изменения, коренным образом повлиявшие на географию города, который быстро разрастался и распространился далеко за пределы собственных стен. Одна из первых карт наступления Нового города была составлена немецким архитектором Конрадом Чиком, который много лет прожил в Иерусалиме и внес немалый вклад в архитектуру и планировку Нового города. Во второй половине 19 в. появляются путеводители по городу. Первый из них принадлежит перу францисканского монаха де Хамма. Чуть позднее (1876) был впервые издан знаменитый путеводитель Бедекера.

В середине 19 в. в Иерусалим на поиски Гробницы Царей приехал французский археолог де Солси. Так состоялись первые в Палестине археологические раскопки. Первую научную археологическую экспедицию (1867) возглавил англичанин Чарльз Уоррен. Раскопки велись одновременно на Храмовой горе, в Городе Давида и еще на нескольких городских объектах. Бесчисленные удивительные находки Уоррен описал в знаменитой и по сей день книге "Подземный Иерусалим", которая содержит ценную информацию не только о древнем городе, но и об Иерусалиме 19 века.

Многие археологические находки были описаны архитектором К.Чиком. Он же изготовил модели Иерусалимского храма и Храма Гроба Господня. Не остались в стороне от общего ближневосточного археологического бума и европейские евреи. В начале 20 века барон Ротшильд на свои деньги снарядил в Иерусалим археологическую экспедицию, которую возглавил французский еврей Раймонд Вейль. Среди ее многочисленных находок значатся сводчатые туннели, скальные ниши с древними захоронениями, которые, по многочисленным научным данным, принадлежат царям Дома Давида. Вейль обнаружил также интересную греческую надпись, подтверждающую существование древней синагоги, поисками которой занимались многие археологи.

Все события, происходившие в Иерусалиме прошлого века, досконально регистрировались в архивах иерусалимских европейских консульств. Арабские и турецкие современники не оставили почти никаких исторических и географических свидетельств того периода. А что можно было обнаружить в городских еврейских источниках? Об Иерусалиме первой половины прошлого века нет почти никаких свидетельств еврейских современников. Похоже, что местных еврейских интеллектуалов не занимали ни проблемы других общин, ни бурные изменения в самом городе. Некоторые обрывочные сведения о Палестине начала 19 века можно почерпнуть лишь из писем учеников Виленского Гаона, а также из воспоминаний глав еврейской общины и из своеобразного путеводителя по городу, составленного рабби де-Бет Гиллелем. Первые систематические сведения еврейских авторов относятся ко второй половине прошлого века. На их основе составлялись специальные путеводители для еврейских паломников. Такова была книга рабби Моше Райхеля "Врата Иерусалима" (1874), которая, кроме прочего, содержала ценную информацию о Палестине начала 19 века. В ней приводились сведения о святых местах, еврейской общине, местных традициях, органах правления, единицах веса и меры, а также о денежных знаках, имевших хождение на территории Палестины. По замыслу автора, этот сборник должен был привлечь внимание евреев диаспоры и способствовать их скорейшей репатриации на Святую землю. Эта книга интересна подробными сведениями о повседневной жизни в Палестине 19 века.

Самым фундаментальным еврейским историком того периода является рабби Авраам Лунц, учредивший "Форум изучения Палестины и общих еврейских исследований". Он является автором тринадцатитомника "Иерусалим", более двадцати альманахов и путеводителей по Святой земле. Достаточно сказать, что ни одна современная научная статья об Иерусалиме прошлого века не обходится без ссылки на труды Авраама Лунца.

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21