Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

В конце 18 в. в Бухару прибыл эмиссар сефардской общины Иерусалима рабби Йосеф Маман. Он обнаружил здесь многочисленную еврейскую общину, которая, однако, в немалой степени ассимилировалась и отдалилась от иудаизма. Рабби Маман приложил большие усилия для возвращения бухарских евреев на путь Торы. В начале 19 в. несколько бухарских семей переселились в Иерусалим. Вскоре репатриация заметно активизировалась, чему немало способствовала политика бухарских властей. Вот что рассказывают: "Эмир, правивший Бухарой, безжалостно преследовал евреев. По его приказу они носили особые головные уборы, так же как средневековые властители обязывали евреев носить на одежде желтые нашивки. Во второй половине 19 в., когда русская армия, пройдя всю Среднюю Азию, завоевала Бухару, местные евреи получили равные права с мусульманским населением. Бухарские евреи немедленно начали осваивать торговые пути в Россию, в свою очередь, "импортировав" оттуда идею национального еврейского возрождения. Иммиграция из Бухары в Иерусалим приняла широкие масштабы".

Первая волна бухарских иммигрантов прибыла в Палестину в 1872 г. Но пик репатриации пришелся на 80-е годы. Евреи закрывали свои лавки и распродавали имущество, так что вывезенные средства позволяли им и в Палестине поддерживать тот высокий уровень жизни, к которому они привыкли. К концу 19 в. бухарская община Иерусалима насчитывала около 1500 человек. Бухарская община сыграла важную роль в развитии Иерусалима. Она отстроила собственный квартал - Реховот, более известный под названием Бухарский квартал. В 1891 г. было приобретено 113000 акров земли, по три пиастра за локоть. Квартал Реховот вместе с его коммунальными сооружениями был зарегистрирован в официальной книге записей как "вечный, неделимый и не подлежащей продаже надел святой общины Бухары, Самарканда и Ташкента". Вот что писало в 1894 г. солидное лондонское издание: "Колония бухарских евреев. Несмотря на препятствия, чинимые правителями магометанских стран, в Палестину стекаются зажиточные евреи. Евреи Бухары уже собрали средства на строительство собственной деревни. Они купили земельный участок в 1700 ярдах от Иерусалима, недалеко от Яффской дороги, относившийся ранее к английским владениям. Деревня спланирована в виде широких параллельных улиц, пересекаемых еще одной-двумя улицами. Там уже поселились 40 семей и растут новые дома, привлекающие взоры красотой и респектабельностью. Местные жители имеют здоровый, цветущий вид и добротно одеты, чем разительно отличаются от окрестных бедняков-йеменитов".

К 1897 г. квартал был застроен почти полностью. В нем насчитывалось 179 домов, три синагоги, талмуд-тора и ешива. Многие богатые евреи, жившие в Бухаре, покупали дома в Бухарском квартале Иерусалима и приносили их в дар выдающимся знатокам Торы и беднякам или жертвовали под молитвенные дома. Имена дарителей были увековечены на мемориальных досках, которые сохранились и по сей день на жилых зданиях и синагогах. Двухэтажные здания, выдержанные в патриархальном стиле, имеют вытянутую форму и выстроены в виде прямоугольника, заключающего в себе внутренний двор. Каждое здание состояло из семи-десяти отдельных апартаментов, предназначенных для главы семейства и семей его женатых отпрысков.

Администрация квартала заботилась о поддержании порядка, внедрении социальных служб, приличествующих богатым и знатным жителям. В квартале было 18 синагог и молитвенных домов, талмуд-тора, большой базар, множество лавок, две бани и две миквы. Улицы содержались в чистоте, много внимания уделялось озеленению квартала. В конце 19 века Бухарский квартал считался самым респектабельным в Иерусалиме. Сам турецкий паша, регулярно сюда наведывавшийся, говорил, что его отличают "красота и богатство, достоинство и великолепие". После Октябрьской революции в России евреи Бухары, лишившись своего имущества, начали спешно перебираться в Иерусалим. Перенаселение достигло неимоверных масштабов, и процветающий район приобрел по-настоящему трущобный вид.

Третий этап заселения относится к периоду образования государства Израиль, когда жители квартала, не имевшие права собственности на дома, должны были потесниться и впустить восточных евреев, хлынувших в Иерусалим с большой алией 1948 г. Сегодня о былом величии квартала напоминает разве лишь здание Бейт Машиах, построенное в прошлом веке семейством Иегудаевых на самом высоком месте (здесь сейчас располагается школа кустарных ремесел). Хозяева были уверены, что Мессия, спускаясь с Масличной горы, не сможет не заметить дворец, построенный для его приема, и обязательно придет именно сюда...

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21