Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

Жарким сентябрьским днем 1881 г. по пыльной Яффской дороге по пути к Иерусалиму в легких повозках ехала группа христианских паломников из Чикаго. Ее возглавляло семейство Спэффорд, намеревавшееся основать в Иерусалиме американскую колонию. Эта идея возникла после семейной трагедии: в кораблекрушении погибли четверо дочерей Спэффордов. Чудом оставшись в живых, Спэффорды в поисках духовного утешения отправились в Иерусалим, решив посвятить жизнь служению Богу и спасению человечества. К ним присоединились собратья по вере. Так образовалась группа единоверцев и единомышленников – десять взрослых и несколько детей.

Американцы остановились в гостинице у Яффских ворот и первое время посещали святые места, как все паломники. Оглядевшись и решив, что пора наконец заняться делом, они всей общиной переселились в дом недалеко от Дамаскских ворот. За короткое время новые поселенцы установили контакты с арабскими соседями, через которых о коммуне узнал весь город. Они приятельствовали и с евреями, особенно тесно подружившись с выходцами из Йемена, которых называли "гадитами", т.е. потомками колена Гада. Христианская церковь не поощряла такой "коммунальный" образ жизни, считая его аморальным. Колонисты не соблюдали предписанных церковью ритуалов, не появлялись в местах массовых богослужений. Община находилась в постоянных конфликтах с американским консульством в Иерусалиме, отказываясь подчиняться его юрисдикции. Консул называл колонию не иначе, как "еретической и социалистической сектой".

В 1896 г. миссис Спэффорд привезла из США группу шведских протестантов. Так образовалась шведско-американская колония. Необычная община вызывала интерес не только в христианских кругах. Давид Елин писал: "...обычаи и образ жизни членов американской секты вызывают недоумение: будучи христианами, они не посещают святых мест, а также не проводят обычных богослужений. Для чтения молитв они все вместе собираются у себя в доме в маленькой, но очень уютной гостиной. Все члены секты живут в одном доме и едят за одним столом. Они никогда не обращаются за помощью к врачу, даже если их здоровью грозит смертельная опасность. Они не только не занимаются миссионерской деятельностью, а наоборот – с отвращением относятся к миссионерам. Многие из них зарабатывают на жизнь уроками английского, живописи и естественных наук. В наших (еврейских) школах можно встретить немало колонистов – преподавателей английского языка".

В 1900 г. в шведско-американской колонии поселилась знаменитая писательница Сельма Лагерлеф – автор всем нам знакомой сказки "Путешествие Нильса с дикими гусями" (те, кто бывал в Швеции, наверняка видели купюру в 20 крон с изображением Сельмы и маленькой фигуркой Нильса, летящего верхом на гусе)… Благосостояние общины значительно возросло благодарянеобычайному трудолюбию и хозяйственной сметке новых колонистов. Они приобрели участок земли в вади Джоз, где выращивали пшеницу, ячмень и картофель. Шведы сами пекли хлеб и пироги, которыми снабжали также окрестных жителей (часть урожая пшеницы шла в квартал Меа Шеарим для выпечки пасхальной мацы). Шведы были прекрасными кузнецами и плотниками, держали мясомолочную ферму и возделывали виноградные и оливковые плантации на Масличной горе. Они охотно обучали местных арабов прогрессивным методам обработки земли и применению сельскохозяйственных механизмов.

Американцы в основном преподавали в арабских и еврейских школах. Кроме того, они шефствовали над мусульманской школой для девочек на Храмовой горе. В колонии была и собственная школа: она считалась престижной и туда принимались также дети из богатых и знатных мусульманских семей. В число обязательных предметов, помимо английского и шведского, были введены арабский и иврит. Американцы организовали в колонии литературный клуб, художественную школу, хор и оркестр, на выступления которых собиралось много гостей.

Визит германского кайзера Вильгельма II в 1898 г. во многом изменил облик и ритм жизни города, оказав влияние и на Американскую колонию. Началось с того, что фотограф-любитель из колонии запечатлел это выдающееся событие, сделав необычайно интересный снимок. Вскоре после этого в колонии была создана школа фотографии, и фотоискусство было поставлено на коммерческую основу. Из колонистов вышли знаменитые фотоиллюстраторы книг о Палестине, работы которых отличались мастерством и оригинальностью.

Первый дом к востоку от Дамасских ворот, который на несколько этажей возвышается над городской стеной – это и есть «общежитие» переселенцев из Америки.

Открытие «второй Голгофы» или «Могилы в саду», которую также называют «Голгофой Гордона» по имени ее открывателя, было сделано из окон этого дома. Дело в том, что если внимательно посмотреть на ближайший холм прямо за городской стеной, то легко улавливается его сходство с черепом (на иврите череп – гульголет, отсюда слово Голгофа), пещеры на склоне холма напоминают глазницы. Самостоятельно, силами колонистов, проведенные раскопки только подтверждали зародившуюся догадку, так как рядом были найдены древние захоронения, водосборники и даже изображения крестов.

Так была открыта «вторая Голгофа» или «Голгофа протестантов». В отличие от первой, «традиционной», Голгофы, вторая находится вне городских стен, что также свидетельствует в пользу ее истинности, ведь евреи никогда не хоронили умерших внутри городской стены. Правда, открытым остается вопрос – как тогда, 2000 лет назад проходили городские стены? Ведь именно в этот период Иерусалим перестраивался царем Иродом, а в дальнейшем его сыном, причем «третья стена» включала в пределы городских стен даже территорию современного Русского подворья.

Серьезные археологические раскопки в этой части города практически не проводились, да и стоит ли археологии спорить с христианской традицией? Правда, про «вторую Голгофу», открытую недавно, всем археологам и связанным с ними специалистам, хорошо известно, что древнее захоронение, которое протестанты считают могилой Иисуса, относится к периоду Первого Храма, и , следовательно никак не может быть захоронением Иисуса.

Но не будем разочаровывать приезжающих к нам туристов-протестантов, их, к сожалению, и так очень мало в последнее время. Вернемся к истории шведско-американских переселенцев.

Недалеко от «новой Голгофы», вне городских стен, колонисты открыли гостиницу и сиротский приют. К концу 50-х гг. ХХ в. гостиница, получившая название "Американская колония", была реконструирована и стала современной и фешенебельной. Но к этому времени от бывших владельцев осталось только название: почти все колонисты разъехались по всему свету. Стены гостиницы «American Colony» по сей день украшают лучшие фотографии, сделанные в первой в Иерусалиме фотолаборатории, созданной колонистами. По этим фотографиям можно рассказывать историю Иерусалима начала ХХ в. века. Знающие экскурсоводы, выводя группу из только что построенной рядом шикарной гостиницы «Новотель», обязательно «заглянут напротив» в «American Colony», история которой является прекрасной иллюстрацией к новейшей истории города.

Недаром авторы мемуаров и заметок о Ближнем Востоке обязательно упоминают шведско-американскую колонию, часто называя ее первым "киббуцем" в Палестине.

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21