Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

Гуляя по Еврейскому кварталу Старого городу, вы наверняка обратили внимание на расположенные рядом четыре синагоги напротив Сионской горы. Это так называемые сефардские синагоги Бен-Заккая, история которых восходит к XVI веку. Именно тогда, через несколько лет после изгнания из Испании и Португалии, евреи начали заселять страну Израиля, которой правила в то время Оттоманская империя. Судьба этого комплекса строений на протяжении нескольких веков полностью повторяла судьбу еврейского народа – оба одновременно пришли к расцвету, одновременно пережили упадок и одновременно претерпели возрождение.

В 1586 г. турецкое правление лишило евреев главной городской синагоги, которая за 300 лет до этого была построена Рамбаном. (Из писем Рамбана к сыну известно, что изгнанный из Испании великий мудрец не смог собрать в Иерусалиме миньяна - в городе не нашлось 10 взрослых евреев, т.к. все завоеватели XIII века (а их было множество) уничтожали еврейское население. Вокруг Рамбана собираются ученики. Еврейское присутствие в Иерусалиме восстанавливается. Начинает действовать синагога, которую позднее, в XVI в., ее владелец - еврей, принявший ислам, передал в руки мусульман. (И сегодня в Еврейском квартале Старого города можно увидеть мечеть, построенную рядом с закрытой синагогой, превращенной в склад.) Именно тогда сефардские евреи построили комплекс Бен-Заккая к югу от старой синагоги. Комплекс состоит из четырех различных строений, имеющих свое название: синагога рабби Йоханана Бен-Заккая, конгрегация пророка Элиягу, Стамбульская синагога и Эмцаи (Средняя). Согласно традиции, синагога Йоханана Бен-Заккая (известная также как Великая Конгрегация) располагается именно в том месте, где великий мудрец Талмуда занимался со своими учениками. Она является самой большой в комплексе. В ней происходило посвящение в Главные раввины - "Ришоним ле-Цион". В синагоге Элиягу когда-то хранилось древнее кресло, которое по преданию принадлежало великому пророку, а также "балдахин жениха", который был вывезен в Иерусалим испанскими изгнанниками и которым в течение многих десятков лет каждый жених пользовался в день свадьбы. Синагоги Стамбульская и Эмцаи - известные также как Сионская конгрегация - когда-то служили внутренним двором первых двух синагог. Со временем, когда численность еврейской общины возросла, каждая из них приобрела самостоятельность. Например, Стамбульская синагога была особенно популярна среди ремесленников, мелких лавочников и молодежи.

Отличительной чертой комплекса является скромный внешний облик при необычайной красоте и ощущении простора внутри зданий. По замыслу архитекторов полы синагог утоплены на 3 метра относительно уровня улицы. Согласно известному анекдоту, любой еврей знает две синагоги: одну он регулярно посещает, а в другую не зайдет никогда и ни за что. Но зачем же четыре синагоги рядом? По мнению известного археолога Меира Бен-Дова, комплекс Бен-Заккая был построен на развалинах византийской церкви. Именно наличие фундамента и частично готовых стен определило его архитектуру и разделение на четыре расположенных рядом здания.

Сегодня, после долгого периода реконструкции, из Сефардских синагог вновь доносятся звуки молитв и песнопения. Они опять стали центром еврейской общины в возрожденном Иерусалиме.

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21