Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд

В еврейской истории есть незаслуженно забытые герои, именем которых не названа ни одна улица. Бывает, что они не упомянуты в Еврейской энциклопедии. Для истории Тель-Авива Зерах Бранде является тем же, чем Моше Монтефиоре для Иерусалима. Одержимый идеей создания новых еврейских кварталов Яффы вне городских стен, этот воложинский скорняк по крайней мере 7 раз разорялся, чуть не разошелся с женой, потратил все свои сбережения, но добился своего.

Район Неве-Шалом стал первым еврейским кварталом вне городских стен. Попытки создания этого квартала Бранде начал еще в 1880 г., и только в 1887 г. Неве-Шалом был наконец заселен. Туда переезжает раввин из Яффы с женой, которой врачи рекомендовали свежий воздух. Вслед за раввином приходит вся община. В Яффе жили богатые уважаемые евреи, которые понимали, что расселение евреев за пределами городских стен Яффы отвечает идее сионизма.

Второй район будущего Тель-Авива строился на деньги семьи Роках, которая происходила из России. Их вклад в развитие и становление государства очень заметен. Все знают проспект Рокаха (он был вторым мэром Тель-Авива после Меира Дизенгофа), улица Роках в районе Неве-Цедек названа в честь Шимона Рокаха, на деньги которого она была построена. По материнской линии Рокахи происходят из известной семьи книгопечатников Цфата. К началу века семья Роках ведала налоговыми сборами на дороге Яффа - Иерусалим. И сегодня, проезжая перекресток Шаар а-Гай, вы видите остатки турецкого трактира, где находилась таможня Рокахов.

Как уже было сказано, второй район - Неве Цедек, состоявший из 32 домов, был построен на деньги Рокахов. Строительным подрядчиком была не менее уважаемая семья из Яффы – Шлуш (в конце 18 в. репатриировались из Алжира). Железобетонные конструкции для новых районов изготовляла семья Штейн. Сегодня вы можете пройти пешком с улицы Шлуш на ул. Роках, а с нее на ул. Штейн, постоять на мосту Шлуша, который когда-то был перекинут через пересохшее русло ручья и соединил немецкий христианский квартал с еврейскими пригородами Яффы, с него же полюбоваться роскошным домом Шлушей. На более скромном доме напротив - мемориальная доска: здесь жил будущий лауреат Нобелевской премии по литературе Шмуэль-Йосеф Агнон. Прямо под мостом располагалась железнодорожная станция г. Яффа, остатки вокзала и перрона которой можно увидеть и сегодня. На ул. Роках находится отреставрированный дом Рокахов, в котором сегодня располагается мастерская талантливого скульптора Леи Роках - внучки Шимона Рокаха.

Центром района, безусловно, являлась синагога, главным раввином которой был рав Кук, переехавший жить в небезопасный первый район вне стен Яффы. Впоследствии англичане назначили рава Кука Главным раввином Палестины, и он переехал в Иерусалим. Только при таком широко мыслящем духовном руководителе могли ужиться вместе Шлуши из Алжира, Рокахи из России, приехавшая во вторую алию писательская элита - Бреннер, Азар, Агнон, Шимони, Дебора Барак.

Художник Нахум Гутман, выросший в Неве Цедек, вспоминает такой эпизод. Агнон, Азар и рав Кук пошли в синагогу. Бреннер отказался туда идти, но через некоторое время изменил решение и по дороге в синагогу старался ступать след в след за равом Куком. Этот эпизод поразил 8-летнего мальчика, потому что сам он от большого уважения к раввину всегда поступал так же, но был удивлен, когда увидел, что это делает взрослый мужчина. В воспоминаниям Нахума Гутмана в его книге "Между песками и небесной синью" (кстати, переведенной на русский), перед нами предстает жизнь квартала со всеми ее сложностями - грабежами, бедностью, которая заставляет интеллектуальную элиту объединиться в коммуну и переехать в общий дом. Сегодня этот дом отреставрирован и называется Домом писателей. Рассказывая об этом периоде, нельзя не упомянуть вице-консула Британии в Палестине, именем которого названа одна из улиц Неве-Цедек - ул. Амзалег. Занимая высокий пост в Великобритании, еврей Амзалег содействовал начавшемуся строительству и все сложные отношения с турецкими властями (разрешение строительства, покупка земли и т.д.) брал на себя.

В начале века на деньги европейской еврейской благотворительной ассоциации "Альянс" была построена школа для мальчиков, преподавание в которой велось на французском языке, т.к. считалось, что мальчики продолжат образование в Европе и знание французского им будет необходимо. На деньги союза религиозных сионистов "Ховевей Цион", организованного выходцами из России, была построена школа для девочек. Преподавание велось на иврите. Еврейских детей привозили в эти школы на дилижансах от Хедеры до Гедеры. Это были школы-интернаты. В 1989 г. на этой территории появляются школа балета "Махоль Бат-Шева" и театр. Сегодня это место известно как Центр Сюзан Далаль. Госпожа Далаль дала деньги на реставрацию зданий и назвала их в честь своей дочери. Здесь очень любят гулять израильтяне - красивое место с фонтанами, ручейками, ручной вороной, которая пристает к туристам, апельсиновыми деревьями, ставшими символом Яффы, и красочными изразцами на стене дома Шлуша, рассказывающими историю возникновения первых еврейских кварталов будущего Тель-Авива с указанием имен всех героев, упомянутых выше.

Изразцы повествуют о строительстве первых кварталов в Неве-Шалом и Неве-Цедек, о жизни кварталов в начале века, о приехавшей интеллектуальной элите, сменившей свои галутные фамилии на истинно сионистские: Агнон (бывший Чачкис), Азар (Рабинович), Шимони (Шиманович) и т.д. Приехавшие в начале века сионисты были заражены идеями социализма и, стремясь уйти от традиции, как и многие в то время, строили свой "новый мир". Именно это помешало им обосноваться в слишком религиозном Иерусалиме или в новых сельскохозяйственных поселениях (они были городскими жителями). Именно они задали светский тон всему городу, который царит в Тель-Авиве и сегодня. Под началом мудрого рава Кука уживались светские писатели и традиционные восточные евреи. Известны даже случаи смешанных браков между сефардами и ашкеназами.

Третий квартал будущего Тель-Авива называется Ахузат-Байт. Его строительство было прервано первой мировой войной. Шестьдесят шесть семей собрались на песчаных дюнах под началом ранее выбранного председателя Меира Дизенгофа и провели жеребьевку, разделив дюны на земельные участки. От улицы Пинес до ул. Нахалат Биньямин - это все территория квартала Ахузат-Байт, который, в отличие от двух первых районов, претерпел гораздо большие изменения, и только редкие дома остались нетронутыми. В 1909 г., после перевода на иврит книги Герцля «Alt Neueland» («Старая Новая страна»), еврейские пригороды Яффы получают название Тель-Авив («Курган Весны» или «Новая жизнь на руинах» – так было переведено название книги). Кстати, упоминание о поселении под названием Тель-Авив встречается в Танахе, в Книге Иезекииля. Именно оттуда он пророчествовал о возрождении нации после прихода Мессии.

Тысяча девятьсот девятнадцатый год. В Тель-Авив на пароходе "Руслан" прибывают еврейские интеллигенты из Одессы; среди них семья архитектора Магидовича, будущего главного архитектора Тель-Авива, которому приписывается авторство около 500 зданий в городе. Семья Магидович поселяется на пляже в палатке. Поначалу все казалось очень романтично: море, песок, солнце, верблюды. Но вот наступила осень, и в один из пасмурных дней палатку уносит ветром. Магидовичи переселяются в город, и изголодавшийся по работе архитектор в рекордно короткие сроки достраивает второй этаж в доме своего знакомого. К архитектору посыпались заказы. Сам мэр Тель-Авива Дизенгоф приглашает его на работу в муниципалитет. Со временем Магидович открывает собственную компанию, и его потомки продолжают начатое им дело. По сей день известна строительная компания "Рафаэль Мегидо", названная именем сына Магидовича.

Светский дух Тель-Авива сделал возможным даже такое трудносочетаемое соседство: казино и синагога - и то, и другое было построено по проекту Магидовича! Правда, с приходом к власти второго мэра Тель-Авива – Рокаха – казино было стерто с лица земли. Но, как каждый может сегодня убедиться, светский дух победил.

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21