Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Каждый год мы отмечаем Хануку - веселый праздник огней, праздник свободы, победы духа над силой. Во всем мире евреи зажигают ханукальные свечи и вспоминают предания о восстании Маккавеев, повторяя странно звучащие, почти сказочные имена людей, городов и деревень. А здесь, в Эрец Исраэль, эти имена реальны и близки.

Буквально в километре от шоссе Тель-Авив - Иерусалим находится древний Эммаус, где Иегуда Маккавей разбил армию Никанора, чуть севернее – знаменитый Бейт-Хорон, в котором повстанцы впервые вступили в бой с регулярными греческими войсками. Мы своими глазами можем увидеть "страшные ущелья", склоны которых несли смерть сирийским наемникам, побывать на местах древних захоронений, традиционно считающихся могилами легендарных Маккавеев. И недаром каждый год в ханукальную неделю израильтяне стремятся побывать в Кфар Хашмонаи - "Хасмонейской деревне", находящейся на месте древнего Модиина, где жил возглавивший восстание Матитьягу Хасмоней со своими пятью сыновьями. Здесь события двухтысячелетней давности становятся еще реальнее, ведь Кфар Хашмонаи – это музей, воссоздающий быт того времени.

Несколько одноэтажных домиков, сложенных из камней, яма для сбора дождевой воды, масло-давильня, пекарня. Вокруг по склонам холмов поднимаются сельскохозяйственные террасы, на которых когда-то выращивали маслины, виноград, пшеницу, овощи, фрукты. Вся земля была ухожена. Для создания террас приходилось очищать склоны холмов от камней, которые в дальнейшем обрабатывались и использовались при строительстве. Двойные каменные стены домов обеспечивали не только прочность, но и теплоизоляцию. Под одной крышей в мире и дружбе жили три поколения, то есть девять-десять человек. Единственная комната дома служила и спальней, и салоном, и кухней для всей семьи. Кроватей тогда не было, на ночь на полу раскатывалась плетеная циновка. Крыша дома состояла из нескольких слоев – на деревянных стволах ветки и пахучие травы, запах которых отпугивал змей и насекомых, затем слой глины, перемешанной с сеном и хворостом. На строительство такого дома уходило несколько лет тяжелого труда, стоять же он мог столетия. Только крышу, если она начинала протекать, приходилось менять раз в восемь-десять лет.

Кфар Хашмонаи - не просто музей. Любой посетитель может попробовать свои силы в различных ремеслах тех времен. Взрослые пытаются обтесывать камни или чеканить медные монеты, дети лепят глиняную посуду. Но самое большое удовольствие – выпечка "хасмонейских пит" и приготовление травяного чая.

В 165 году до новой эры в этой маленькой деревушке началось восстание, спасшее и еврейскую веру, и еврейский народ. Иудея уже давно была подвластна правящей в Сирии греческой династии Селевкидов, но ни один из чужеземных правителей не покушался на религиозную и духовную независимость евреев. Только селевкидский царь Антиох IV Эпифан (в переводе с греческого «великолепный») вознамерился превратить их в язычников, а Иерусалим – в заурядный город-полис. Под страхом смерти Антиох запретил соблюдение иудейских обрядов и традиций, ввел запрет на еврейский образ жизни. Это была угроза самому существованию общины, и народ нашел в себе силы ответить на эту угрозу восстанием, которое привело не только к отмене запретов Антиоха, но и к восстановлению утраченной четыре с половиной века назад независимости.

Но в 162 году до новой эры, с которого ведет свою историю Ханука, евреев отделяли еще двадцать лет сражений. Как же возникла традиция восьмидневного празднования Хануки? Оскверненный Храм уже освобожден и очищен, и, казалось бы, все готово для зажигания меноры - храмового светильника. Однако у евреев остался всего один кувшинчик кошерного оливкового масла, а для приготовления нового нужно восемь дней. Так что же: зажигать сразу, в день освобождения Храма, или подождать, пока кошерного масла будет достаточно? Менору зажгли, и она горела ровно столько времени, сколько нужно было для приготовления нового масла. Таково предание, сложившееся, возможно, в эпоху Талмуда. Есть и другие предположения. Согласно одному из них, в тот страшный год гонений Антиоха Эпифана евреи не могли собраться в Иерусалиме в неделю праздника Суккот (Храм осквернен, традиционное паломничество не состоялось), и только после очищения, освящения и освобождения Храма еврейский народ с опозданием празднует Суккот. Сдвинутые во времени неделя Суккота и следующий за ней праздник Шмини Ацерет – это и есть восемь дней Хануки.

Матитьягу Хасмоней и его сыновья еще при жизни получили прозвище "маккавеи". Маккабим – в переводе с арамейского "молоты". С тех пор слово "Маккавей" стало символом мужества и доблести еврейского народа. Во время Войны за Независимость (1948 г.) одна из операций по прорыву блокады осажденного Иерусалима называлась "Маккабим". Именем "Маккаби" названо Всемирное спортивное общество, объединяющее еврейских спортсменов разных стран. Раз в четыре года в Израиле проводится Маккабиада (первая состоялась в 1932 году) – международные спортивные соревнования по образцу Олимпийских игр. Общество "Маккаби" ежегодно проводит традиционный ханукальный пробег с факелом, который зажигают у могил Маккавеев в Модиине. Бегуны по эстафете доставляют его в Иерусалим. Я думаю, что читатели смогут найти еще немало примеров – доказательств того, что легендарные Маккавеи живы в народной памяти.

  Марина Воробьева
На главную
Guide 21