Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд




Национальный парк Бейт-Гуврин занимает огромную территорию – около 5 квадратных километров, на которой находятся развалины двух древних городов – Мареша и Бейт-Гуврин, и их подземные «этажи», то есть искусственно выдолбленные пещеры, составляющие вместе целый подземный город. Парк расположен на 35 шоссе, соединяющем Бейт-Шемеш и Кирьят-Гат в предгорье, отделяющем приморскую долину от Иудейских гор, на высоте 350 м над уровнем моря. В плодородных долинах между холмами есть источники воды и всегда было развито сельское хозяйство. Во все времена здесь был стратегически важный перекресток дорог: с севера на юг – из пустыни в приморскую долину и с востока на запад – с Иудейских и Хевронских гор к морю.

Местный мягкий известняк сделал возможным строительство многочисленных пещер. Из него строили дома, а образовавшиеся пещеры в районе каменоломен использовали для хранения воды, как огромные холодные погреба, для выращивания голубей или для богатых захоронений.

На въезде в парк можно получить инструкции и карту, на которой отмечены рекомендованные маршруты на два или на четыре часа. Ходить по территории парка надо осторожно, так как пещер очень много и далеко не все открыты для посещения. Будьте внимательны, чтобы никуда не провалиться! Более 85 специальных подземных сооружений использовались для выращивания голубей, их употребляли в пищу, а также для заклания во время богослужений. Есть даже специальная подземная ванная комната, причем вода в нее подавалась сверху таким образом, что поливающий не видел моющихся. Обнаружены также 22 маслодавильни. Два-три месяца в году подземные маслодавильни работали сутками, чтобы переработать собранный урожай маслин. Масло использовалось для разных целей: освещение, еда, хранение продуктов, богослужение, обогрев.

Для иллюстрации жизни в то время реставрирован один из домов эллинистического периода (2-3 век до новой эры). Двухэтажный просторный дом с колодцами для сбора дождевой воды, с внутренним двориком, на который выходили двери жилых помещений, был разрушен во времена еврейского царя Йоханана Гиркана, завоевавшего город. Подземная система колодцев под жилыми домами соединялась таким образом, что можно было переходить из дома в дом, не показываясь на улицу, это было сделано также из соображений обороны города. Путешествие по подземельям древнего города невероятно увлекательно! Из «общественной бани» попадаем в маслодавильню, оттуда в «колумбарий», использовавшийся для выращивания голубей, затем в «общественный холодильник», принадлежавший нескольким домам, и колодцы, которые благодаря сложной системе сбора дождевой воды частично наполнены и сегодня.

Вдоволь набегавшись по подземельям, стоит продолжить путешествие по наземной части города. Вы увидите магазины, жилые дома, городскую стену и сторожевые башни, которые ее защищали. Поднявшись на одну из них, можно полюбоваться панорамой Иудейских и Хевронских гор, а также видом на равнину, а при хорошем зрении и воображении на горизонте увидеть море. А где же кладбище? Мы уже видели все атрибуты городской жизни – дома, кладовые, лавки, производство – все, кроме захоронений. Город мертвых находился вне городской стены, в 10 минутах ходьбы. Туда мы и отправимся. По типу захоронений определяется этнический состав жителей – это были язычники греческого, эдомского и сидонского происхождения. Одна из самых шикарных гробниц принадлежала семье главы сидонской общины города. В ней сохранились поминальные надписи, цветные рисунки с изображением зверей и птиц, вдоль стен рисунки колонн с ионическими капителями.

Если Вы выбрали короткий маршрут, то пора возвращаться. Все, что мы видели до сих пор, относится к 4-2 векам до новой эры; клад с монетами, найденный под полом одного из домов, дает нам практически точную дату падения города – 113 год до н.э. (датировка самой поздней из монет). Недалеко от развалин Мареша вскоре вырастает новый город Бейт-Гуврин. Почему после завоевания Иохананом Гирканом город «сдвигается» и строится ниже, неизвестно – ведь Мареша не однократно переживала завоевания и возрождался снова на том же месте: еврейский город Мареша времен Первого Храма завоевал Фараон Шешонк в 9 веке до новой эры, затем ассирийцы, вавилоняне, персы, греки… Именно в этот греческий период построен подземный город и все то, что мы видим сегодня. Город представлял собой тогда живую иллюстрацию к картине «Дружба народов»: в мире и согласии жили в нем греки-победители, идумеи, пришедшие с юга и юга-востока после падения Иудеи и Храма, сидоняне с севера и запада, евреи – немногочисленная община, сохранившаяся еще с времен до вавилонского плена. Итак, второй век до новой эры. Мареша превращена в развалины, остатки жителей переведены в иудаизм, новый город – Бейт-Гуврин – занял ее место в еврейском царстве Хасмонеев.

Уже в 68 году новой эры Бейт-Гуврин был разрушен войсками Веспасиана, об этом пишет очевидец событий Иосиф Флавий. Однако еврейская деревушка и еврейское присутствие продолжается здесь вплоть до восстания Бар-Кохбы. Новый расцвет в жизни города начинается в 200 году, когда римский император из династии Северов делает город административным центром района, границы которого простираются от приморской долины до Мертвого моря и от района Бейт-Шемеша до Беер-Шевской долины. Город разросся и местных источников воды уже не хватало, пришлось подводить акведук – один, затем еще один. Пять дорог приводили в город. В римской империи было принято отмечать дорожные мили на центральных дорогах, такая римская разметка найдена на всех дорогах, ведущих в Бейт-Гуврин. В городе строится арена для церемоний и гладиаторских боев, общественные здания. В городе восстановлено еврейское присутствие, а в Талмуде даже упомянуты мудрецы Бейт-Гуврина. От этого исторического периода остались еврейское кладбище и синагога, открытая для посещений. В византийский период в городе строятся церкви, развалины которых и сегодня возвышаются посреди чиста поля. В период раннего ислама (7 век новой эры) город служит источником стройматериалов для всего района, именно в этот период появляются десятки пещер (около 80) в форме колокола. По мере «вгрызания» в скалу стены пещеры расширялись и углублялись, все больше напоминая по форме колокол. Во время работ на той глубине, где они проходили, появляются надписи, оставленные рабочими. Интересно, что надписи на иврите, сделанные в 6-7 веках, и обилие крестов свидетельствуют о том, что, вероятно, еврейская община города исповедовала христианство, но сохранила свой язык…

По дороге от Мареша к Бейт-Гуврин мы видим следы последнего конфликта на нашей многострадальной земле. Мы идем по запущенным садам, где зреют гранаты, инжир, которые никто не собирает. Давно одичавшие яблони и виноград напоминают о нашей современной истории. До 1948 года на территории национального парка была арабская деревня, а сегодня за порядком следят предприимчивые кибуцники из кибуца Бейт-Гуврин. На территории можно устроить пикник, поставить мангал и палатку, но в строго отведенных местах.

А на другой стороне 35 шоссе, недалеко от въезда в парк, можно увидеть развалины церкви времен крестоносцев и ту самую древнеримскую арену, о которой я уже писала. Она прекрасно сохранилась. Конечно, это не Колизей, а всего лишь небольшой провинциальный цирк, но и здесь когда-то убивали друг друга гладиаторы на потеху римского гарнизона…

  Марина Воробьева



На главную
Guide 21