Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд

На главную

Guide 21
М. Зеликман

Символ креста в самых разных традициях – невероятно многозначен, и комментариям по этому поводу нет числа. 

В рамках этой статьи нас интересует одна – но важнейшая! – ипостась этой символики в рамках христианской традиции. Никоим образом не может быть верно утверждение, что для христианской традиции изначальная символика креста – это просто орудие казни. Представим себе, что в нашу эпоху кого-то казнили бы на электрическом стуле, и этот персонаж оказался бы главной фигурой новой традиции и был бы заявлен как мессия и сын Бога. Стал ли бы электрический стул символом новой традиции? 

Для ранних христиан в 1-2 вв н.э., во времена гонений и массовых казней, крест представлял собой всем известное и ненавистное орудие одной из самых жестоких и мучительных казней в истории человечества, которую рамляне переняли у карфагенян, т.е. язычников финикийского толка. Все видели кресты с распятыми на обочинах дорог. Каждый из ранних христиан рисковал этим и примерял это на себя.  

Тем не менее, уже в первых катакомбах христиан в Риме мы находим изображения креста. Уже Тертуллиан (конец II — начало III в.) говорит об обычае изображения на себе крестного знамения как об общепринятом. В среде ранних христиан отмечается обычай вышивания креста на головном уборе либо даже татуирования его на лбу. 

Символ креста, почитаемый людьми, – неизмеримо древнее христианства. Можно вспомнить древнеегипетский анкх, символизирующий жизнь и циклическое возрождние. Можно также вспомнить древне-ассирийский знак солнца или 
древне-индийскую свастику.










​                        египетский анкх                               символ бога солнца Ашура и бога луны Сина в Мессопотамии


Для самых первых христиан крест, по-видимому, представлял собой зримый и понятный символ из ветхозаветного пророчества 9-й главы Иехезкеля (Иезекиила). Там Бог возвещает будущее падение Иерусалима и говорит об ангелах, которых Он посылает разрушить город. Сообщается, что будет уничтожено все население города – за исключением некоторых праведников, на лбу которых будет начертан Б-жественной рукой некий Знак (Иехезк. 9:3-6): 

«И призвал Он мужа, одетого в лен, у которого чернильница писца у чресел. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и начертай Знак на лбах людей, вопящих обо всех гнусностях, совершаемых в нем. .... Пройдите по городу вслед за ним и поражайте. .... старика, юношу, деву, младенцев и женщин – всех убивайте во истребление, но ни к одному человеку, на котором Знак – не приближайтесь....»

Употребленное у Йехезкеля слово «знак» - на иврите «тав». Такое же значение имеет это слово и в современном иврите. Фокус в том, что «тав» - это название последней буквы еврейского, да и любого семитского алфавита. Древне-еврейский, он же финикийский, он же древне-семитский, алфавит был заменен на известный нам сегодня «квадратный ассирийский шрифт» лишь Эзрой в 5 в. до н.э. в рамках его борьбы за размежевание с самаритянами. Пророк Йехезкель знал именно древне-еврейский шрифт, в котором буква «тав» обозначалась просто крестиком, - см. картинку выше. Поэтому-то значение названия буквы «тав» - это «знак». Естественным образом, если хотели что-то отметить - ставили крестик. 

Поэтому текст из Йехезкеля воспринимался первыми христианами однозначно: у тех праведников, которым суждено спастись, - ангел ставит крестик на лбу. Кстати сказать, согласно традиции, именно знаком крестика обозначали евреи кровью козленка свои двери в ночь исхода из Египта, чтобы их миновал ангел смерти. 

Еще раз, другими словами. В силу чисто лингвистических причин для человека Библейского времени были тождественны категория «знака», буква «тав» и значок креста. Отсюда – и татуирование креста на лбу и изображение его на головных уборах первых христиан по Тертуллиану, и осенение крестным знамением. Праведность, избранность, Знак Ангела – по Йехезкелю. 

Этой Х-образной форме по Йехезкелю соответствует, в частности, символика известного креста св. Андрея.

















Темой отдельной статьи является преображение древне-семитского «тав» в греческое «тау» и, соответственно, в русское «Т». Отсюда же – т.наз. форма «тау-креста», т.е. Т-образного. В отдельной статье будут обсуждены разные возможные альтернативные формы креста распятия и связанная с ними символика.