Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Тель Изреэль находится в пяти минутах езды от Афулы по направлению к горе Гильбоа. По мнению историков и археологов, город Изреэль являлся зимней столицей израильских царей. Стратегическая столица, защищающая долину, за которой на горизонте – горы Гильбоа.

Водители проезжающих мимо машин наверняка замечали остатки крепостной стены, массивные камни которой видны прямо с дороги. Как показали раскопки, в 9 веке до н.э. на этом месте находилась крепость, в четырех углах крепости строго симметрично располагались дозорные башни, по центру южной стены найдены также городские ворота. Месторасположение крепости, то есть топография и география местности удивительно хорошо сочетается с описанными в Танахе историями, связанными с этим городом.

После состязания пророка Илии со жрецами Ваала на горе Мухрака израильский царь Ахав уезжает на повозке в Изреэль, перед ним до самого входа в город бежит пророк Илия … (Макот Элияху, Млахим алеф, глава йуд-хет).

А история с Навотом! Ахав очень хотел завладеть его полем, которое находилось сразу за городскими стенами, но по законам того времени поля не продавались, а только переходили по наследству и считались собственностью семьи, а не конкретного представителя этой семьи, который использовал землю в настоящий момент. Однако, в случае совершения преступления человека, нарушившего закон, убивали, а его земли наследовал царь, а не его прямые наследники. Изевель, жена Ахава, пытается утешить мужа, уговаривает его поесть (до этого Ахав в доме у Навота ничего не ест – тема принятия или неприятия еды, как отражение внутреннего состояния, встречается в Библии постоянно). Благодаря навету Изевель, Навот осужден и убит и Ахав спускается (и сегодня видно, что топография местности такова, что можно только спуститься) на поле Навота. Однако расплата близка, «ты убил, а еще и наследуешь!» в гневе обвиняет Ахава пророк Илия, «Вот, я наведу на тебя зло, и смету тебя…псы съедят Изэвель в долине Изреэльской…». Ахав сожалеет о содеянном «…разодрал он одежды свои, и возложил на тело власяницу, и постился, и лежал во власянице и ходил тихо…». За смиренное поведение Ахав частично прощен - он погибает достойно, как воин в бою, во время совместного похода с Иудейским царем на Рамот Гилеадский. Однако кровь Ахава с его колесницы слизали собаки, в соответствии с пророчеством. Смертью Ахава заканчивается первая книга Царств.

Умершему Илье-пророку наследует пророк Элиша (Елисей), именно ему суждено довести до конца историю дома Ахава. Элиша частенько останавливался у знатной женщины в Шунэйм, в дальнейшем Элиша воскресил ее умершего сына. Однако где же находится древний Шунэйм? Скорее всего сегодня это – арабская деревня Сулэм, находящаяся у подножья Гиват-а-Море (если смотреть от развалин Изреэля, то прямо на север) и практически точно сохранившая свое древнее название. Именно сюда, в Шунэйм, направляется филистимлянская армия из Аффэка (сегодня Рош а-Аин), чтобы сразится с израильтянами под предводительством Шауля… Но это другая история, связанная с горой Гильбоа, а мы еще не закончили историю Ахава и Изевель, связанную с городом Изреэль.

От умершего пророка Илии Элиша наследует не только его силу пророчества, но и проклятие всему дому Ахава. Йорам бен Ахав опять воюет с арамейцами за Рамот Гилеадский, он ранен в бою и возвращается в Изреэль лечится от ран. В Изреэль из Иерусалима приезжает иудейский царь навестить больного израильского царя: они были родственниками, так как иудейский царь был женат на родной сестре Йорама.

Пророк Элиша отправляет в Рамот Гилеадский одного из учеников, чтобы помазать на царство в Израиле Йеу - военачальника в армии Йорама, чтобы он истребил семя Ахава. Йеу отправляется в поход, на башне Изреэля сторож видит приближающееся скопище людей и предупреждает царя. В ответ навстречу Йеу отправляют посланца с миром, однако ни первый, ни второй посланцы не возвращаются, и тогда сам царь выезжает навстречу Йеу, который был уже узнан, благодаря тому, что как-то особенно скакал на коне и его можно было узнать даже издали. Убедившись в недобрых намерениях Йеу, с которым царь Йорам встретился на поле Навота (вот она - Божья справедливость), царь поворачивает и бежит в Изреэль с криками «Измена!», пытаясь предупредить гостившего у него Иудейского царя. Однако за городскими стенами царь скрыться не успел, он был пронзен стрелой. По приказу Йеу труп Йорама был брошен на поле Навота. Иудейский царь бежал в Бейт-Даган (возможно, сегодняшний Дженин), но был ранен по дороге и умер в Мегиддо.

Тем временем Йеу продолжает свою кровавую миссию. Изевель, жена Ахава и мать Йорама, понимает, что нечего ждать пощады от Йеу. Она «…насинила краской глаза свои и украсила голову свою, и глядела в окно» – не правда ли, достойная встреча суровой кары Господней! По приказу Йеу Изэвель выбрасывают из окна ее собственные слуги. «И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее». Уставший Йеу прежде всего поел, попил, затем вспомнил о проклятой женщине и велел ее похоронить – «…так как царская она дочь». Однако ничего не нашли слуги «кроме черепа, и ног, и кистей рук». Йеу не удивлен, он напоминает всем, что «таково было слово Господне…на поле Изреэльском псы съедят тело Изэвели.».

Однако кровавая история города еще не закончена – «У Ахава было семьдесят сыновей в Шомероне» и с ними еще предстоит расправиться Йеу. Первое отправленное Йеу всем старейшинам устрашающее письмо возымело свое действие: «…вот, два царя не устояли перед ним, как же нам устоять? И ведавший дворцом, и глава города, и старейшины, и воспитатели послали сказать Йеу: мы рабы твои, и что скажешь нам, сделаем…». Второе письмо Йеу старейшинам не заставило себя ждать, в нем Йеу требовал явиться завтра (видно, быстро бегали скороходы, разносящие почту) всем без исключения в Изреэль и принести с собой головы семидесяти сыновей Ахава. Явились все без исключения и, по приказу нового царя Йеу, принесли в корзинах головы семидесяти сыновей Ахава, затем головы разделили «…на две груды у входа в ворота Изреэля» еще до рассвета…

Конечно, для пущей убедительности, было бы заманчиво при раскопках найти семьдесят черепов сыновей Ахава, однако ни они, ни крови Изэвель на городской стене, конечно же, не найдены. Более того, проведенные раскопки скорее разочаровывают, так как склоны холма сильно смыты дождями. Однако и того, что нашли и оставили открытым для посетителей археологи, вполне достаточно, чтобы бродить по этим местам целый день с Танахом в руках. Нетрудно представить себе воинственно настроенную толпу, движущуюся к городу со стороны Гилеадских гор, за которой из окошка в крепостной стене наблюдает ярко накрашенная стареющая царица… Можно спуститься к источнику в долину мимо вечно зеленеющих здесь полей, когда-то принадлежавших Навоту, а сегодня киббуцам. Именно эдесь, у этого источника, собралась когда-то армия Шауля перед последней битвой на горе Гильбоа, но об этом в другой раз.

  Марина Воробьева
На главную
Guide 21