Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

В 7 веке новой эры арабские кочевые (уже исламизированные) племена, вторгшиеся в Эрец Исраэль, за считанные годы захватили огромные пространства Византийской империи. Покорив территории, населенные преимущественно христианами, мусульмане, основавшие там арабский халифат, как правило не разрушали церкви и монастыри, не убивали христиан и не оскверняли их святых мест. По законам завоевателей христиане, иудеи и зороастрийцы, в отличие от язычников, сохраняли элементарные права как ахль-аль-Киттаб - "народ Книги".

Но были и исключения. В 11 в. к власти пришел халиф аль-Хаким. Руководствуясь исключительно вспышкой ярости, он приказал уничтожать христианские святыни, что вызвало возмущение в Европе и фактически спровоцировало Крестовые походы. В конце концов сумасшедший халиф основал еретическую секту, провозгласив себя земным воплощением Аллаха, за что был убит в каирской мечети правоверными мусульманами. Но кучка верных последователей аль-Хакима во главе с неким аль-Дарузом бежала в горный район Сирии, и там среди местных жителей эта ересь получила значительное распространение (по имени аль-Даруза членов еретической секты назвали друзами).

Преследуемые правоверными мусульманами, друзы укрылись в горных районах Ливана, Сирии, Голан и Галилеи – в местах и по сей день труднопроходимых – и в течение тысячи лет вели постоянно борьбу за выживание. Такое существование наложило отпечаток на их образ жизни и их культ. Сегодня насчитывается около 800000 друзов, и по сей день живущих исключительно в горных деревнях Ливана, Сирии и Израиля. Их религия за тысячу лет автономного развития весьма далеко отошла от ислама и в настоящее время представляет собой причудливую смесь ислама, христианства и язычества.

Как религия, возникшая среди гонимых, друзский культ закрыт от посторонних, враждебных взоров. Сами друзы делят себя на две касты: посвященных и непосвященных, или, как они сами себя называют, "религиозных" и "нерелигиозных". Так называемые "нерелигиозные" друзы соблюдают традиции друзской веры, совершают молитвы, но не понимают смысла собственных действий. И только "религиозные" посвящены в суть культа. О друзской религии известно не очень много. Друзы поклоняются семи великим пророкам, в число которых входят не только Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, но также Иисус, Мухаммед и аль-Даруз. Моления происходят в помещениях, по убранству отдаленно напоминающих мечеть. Но минарета нет, и муэдзин не призывает к намазу. А снаружи молельный дом, в отличие от здания мечети, ничем не отличается от всех деревенских жилых построек, дабы враги, ворвавшиеся в деревню, не смогли его обнаружить и осквернить.

В религии друзов присутствует много суеверий. В частности, мужской национальный костюм включает в себя широкие штаны с карманом между ног, что по друзским верованиям предотвращает рождение дьявола (согласно друзской легенде, дьявола производит на свет мужчина, а карман не дает дьяволу упасть на землю и скрыться).

За десять веков существования этой секты не только мусульманская ересь превратилась в самостоятельную религию, но и ее последователи стали отдельным этносом со своим диалектом арабского языка, собственной национальной одеждой и национальной кухней. Если друз или друзка вступят в брак с представителем другой веры, они исключаются из состава друзской общины.

Столетия ожесточенной борьбы не только превратили друзов в прекрасных воинов, но и выработали у них своеобразный принцип, называемый самими друзами аль атакийя – "сосуществование с господствующей властью". Друзы Сирии – сирийские патриоты, Ливана – ливанские. А друзы Израиля? В 1948 г. на первом этапе Войны за Независимость Израиля друзские добровольческие батальоны воевали на стороне арабов против сил самообороны еврейского ишува. Но в октябре 1948 г., когда в войне наступил перелом и Армия Обороны Израиля перешла в контрнаступление, старейшины друзской общины приняли историческое решение о переходе на сторону Израиля, и друзские батальоны повернули штыки против арабских сил вторжения. С тех пор друзы - граждане Израиля служат в израильской армии на мобилизационной основе, добровольно идут в боевые части и нередко поступают в офицерские училища. Лояльность государству Израиль друзы демонстрируют, например, ежегодно в День Независимости. Если в этот день ни в одном населенном пункте, где живут арабы – граждане Израиля, вы не увидите ни одного национального израильского флага, то жители друзских деревень не только вывешивают израильские флаги, но и надевают праздничные одежды, устраивают народные гуляния – для них это национальный праздник.

Однако не все израильские друзы являются патриотами. Жители четырех друзских деревень на Голанских высотах, которые в 1967 г. не ушли в Сирию, остались жить на территории, подконтрольной Израилю, не приняв израильского гражданства. Хорошо известно, что Израиль в последние годы ведет тайные и явные переговоры с Сирией, в которых на кон поставлена судьба Голанских высот. И поведение голанских друзов является тончайшим барометром, по которому можно судить, на какой стадии находятся эти переговоры. Если в голанских друзских деревнях вывешиваются сирийские флаги и портреты сирийского президента Хафеза Асада, а жители встречают нас хмуро и неприветливо, значит маятник качнулся в сторону отдачи Голан Сирии. Если же на домах реют израильские флаги и усатые деревенские жители дружески хлопают нас по плечу и зовут выпить кофе, значит Голаны - за Израилем. В этнографическом зале Музея Израиля есть небольшой сектор, посвященный друзам: там на фотографиях они представлены в национальной одежде - женщины в длинных черных платьях и белых головных платках и мужчины в черных широких галифе и белых фесках на бритых головах. Но еще интереснее познакомиться с друзами на их территории. Если вы посетите друзские деревни, расположенные в нескольких минутах езды от Хайфы, гостеприимные аборигены непременно угостят вас ни с чем не сравнимыми друзскими питами с друзским козьим сыром лебене.

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21