Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

Вы когда-нибудь бывали в Шхеме? Если нет, то маловероятно, что попадете туда в обозримом будущем. Есть что посетить в древнем Шхеме, библейском Сихеме, евангельском Сихаре (он же переименован римлянами в Неаполис, что с арабским акцентом звучит как Наблус). Один из авторов этих строк побывал там совсем недавно, но не в белой панаме и бермудах, как и подобает истинному туристу, а в бронежилете и пятнистом десантном шлеме, а вместо видеокамеры плечо оттягивал автомат М-16.

Стоял жаркий полдень, и туземцы, т.е. арабы, населяющие Шхем, как обычно в это время дня, спокойно клевали носами на крылечках своих домов. Ничто не предвещало нарушения сонного "обломовского" покоя.

И уж меньше всего мы были готовы услышать обращенный к нам громкий возглас: "Шалом, хевре!" Из подкатившего старенького "пежо" с синим номером вышел самого обыкновенного вида араб лет шестидесяти в галабии и куфие.

Присмотревшись к дому, в который собирался войти наш "двоюродный брат", мы увидели на косяке двери мезузу и надпись над входом на архаичном, но несомненном иврите. Заметив наше невольное замешательство, новый знакомый очень миролюбиво объяснил: "Вы, сыны Иегуды, называете нас самаритянами, а мы себя - сынами Израиля".

Это уже из истории, уходящей в глубь веков.

В 8 веке до н.э. Ассирийская держава захватила Израильское царство, жители его были уведены в плен. В 6 веке до н.э. пало под ударами Вавилонской империи Иудейское царство. Разрушен Иерусалим, разрушен Храм, уведена в вавилонский плен элита царства - вельможи, священники, писцы. А из других покоренных вавилонянами стран пригнали на опустевшие места таких же несчастных горемык. В основном они были из Кутты (территория Ирана). Шли годы, и оставшиеся в деревнях Иудеи немногочисленные евреи-простолюдины смешивались с новыми соседями. Однако евреи всегда ставили условием переход в иудаизм, против чего новые поселенцы, как правило, не возражали.

Рухнуло Вавилонское царство, вернулись еврейские изгнанники, отстроили заново Храм, к которому со всей страны начали стекаться евреи на богослужение. И тут оказалось, что не всем позволено войти в Храм. Левиты производили строгий отбор: гиюр, проведенный по обряду, о котором простолюдины имели весьма смутное представление, не был признан репатриантами из Вавилона.

Так произошел раскол. Геры ушли в горы Шомрона и построили на святой для евреев горе Гризим над городом Шхемом свой храм (копию Иерусалимского). "Полноценные" евреи стали называть их "шомроним" (в талмуде они упоминаются как "куттии"). Между обеими группами сложились достаточно напряженные отношения, которые сохранялись на протяжении столетий. Этим не преминули воспользоваться ранние христиане, пытаясь увлечь за собой "неполноценных" евреев (вспомним евангельскую притчу о "добром самаритянине"). Однако самаритяне оказались рьяными приверженцами иудаизма, который принял у них несколько иные формы, чем у "сынов Иегуды". Они не знают Талмуда, Гемары, Мишны, Каббалы и других творений еврейской мысли времен античности и средневековья. Их письменность основана на древнееврейском шрифте времен Первого храма. Они считают себя потомками колен израилевых, сохранившихся после падения Израильского царства под игом Ассирийской державы и подвергшихся в большинстве своем изгнанию. Отсюда их самоназвание: "сыны Израиля" – в противоположность "сынам Иудеи".

Много бед вынесли самаритяне. Еще во 2 веке до н.э. храм на горе Гризим разрушил иудейский царь Гиркан. Так же как и евреи, они принимали участие в восстаниях против Рима, в результате чего их ряды катастрофически поредели. Маленький народ из века в век продолжал жить на одном месте – вокруг развалин бывшего храма.

В 20-й век самаритяне (или "израильтяне") вступили совсем малочисленной группой– всего лишь небольшой горсткой семей.

В настоящее время былые распри почти забыты, а численность "сынов Израиля" несколько возросла. Небольшая община (ок. 500 человек) живет в Холоне и в мошавах вокруг него. Это полноправные и лояльные граждане Израиля. Остальные (также около 500 человек) остались в Шхеме, и это внешне ничем не отличающаяся от местных арабов и отнюдь не враждебная им группа населения, не имеющая израильского гражданства.

Правда, в последнее время отмечается тщательно скрываемый конфликт между арабскими жителями Шхема и самаритянами, в результате которого последние постепенно переселяются в основанное ими на горе Гризим поселение Кирьят-Луза.

Что будет дальше? Кто знает. Но по-прежнему, как и 2500 лет назад, будет литься кровь пасхального агнца, приносимого в жертву на горе Гризим и люди в длинных хламидах и в тюрбанах будут гортанно, нараспев произносить строки из ТАНАХа на понятном только лингвистам иврите двадцатипятивековой давности.

  Владимир Коренман, Марина Воробьева (1997 г.)

На главную
Guide 21