Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

Современный Бейт-Эль был построен в 1974 году рядом с библейским Бейт-Элем, на месте которого сегодня расположена арабская деревня Битин. Но где было главное событие, где находится Яаков, когда видит сон? Можно ли идентифицировать точно то место, где Яаков видит лестницу, уходящую в небо? 
В первой книге Торы так описан сон Яакова (Берешит, 28)
/10/ И ВЫШЕЛ ЯАКОВ ИЗ БЕЭР-ШЕВЫ, И ПОШЕЛ В ХАРАН. /11/ И ПРИШЕЛ В ОДНО МЕСТО, И ПЕРЕНОЧЕВАЛ ТАМ, ИБО ЗАШЛО СОЛНЦЕ, И ВЗЯЛ ИЗ КАМНЕЙ ЭТОГО МЕСТА, И СДЕЛАЛ ИЗГОЛОВЬЕ СЕБЕ, И ЛЕГ НА ТОМ МЕСТЕ. /12/ И СНИЛОСЬ ЕМУ: ВОТ, ЛЕСТНИЦА СТОИТ НА ЗЕМЛЕ, А ВЕРХ ЕЕ ДОСТИГАЕТ НЕБА, И ВОТ, АНГЕЛЫ ВСЕСИЛЬНОГО ВОСХОДЯТ И СПУСКАЮТСЯ ПО НЕЙ. /13/ И ВОТ, БОГ СТОИТ НАД НИМ И ГОВОРИТ: "Я БОГ - ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРАhАМА, ОТЦА ТВОЕГО, И ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЦХАКА. ЗЕМЛЮ, НА КОТОРОЙ ТЫ ЛЕЖИШЬ, - ТЕБЕ ОТДАМ ЕЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ. /14/ И БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ, КАК ПЕСОК ЗЕМЛИ, И ТЫ РАСПРОСТРАНИШЬСЯ НА ЗАПАД И ВОСТОК, НА СЕВЕР И ЮГ, И БЛАГОСЛОВЯТСЯ ТОБОЮ И ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ. /15/ И ВОТ, Я С ТОБОЮ, И СОХРАНЮ ТЕБЯ ВЕЗДЕ, КУДА НИ ПОЙДЕШЬ, И ВОЗВРАЩУ ТЕБЯ В ЭТУ СТРАНУ, ИБО Я НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ, ПОКА НЕ СДЕЛАЮ ТОГО, ЧТО ГОВОРИЛ ТЕБЕ". /16/ И ПРОБУДИЛСЯ ЯАКОВ ОТО СНА СВОЕГО, И СКАЗАЛ: "ИСТИННО, ЭТО - МЕСТО, ГДЕ ОТКРЫВАЕТСЯ БОГ, А Я НЕ ЗНАЛ!". /17/ И ИСПУГАЛСЯ ОН, И СКАЗАЛ: "КАК СТРАШНО МЕСТО ЭТО! ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ДОМ ВСЕСИЛЬНОГО, А ЭТО - ВРАТА НЕБЕС". /18/ И ВСТАЛ ЯАКОВ РАНО УТРОМ, И ВЗЯЛ КАМЕНЬ, ЧТО СДЕЛАЛ СВОИМ ИЗГОЛОВЬЕМ, И ПОСТАВИЛ ЕГО ПАМЯТНИКОМ, И ВОЗЛИЛ МАСЛО НА ЕГО ВЕРШИНУ. /19/ И НАЗВАЛ ЭТО МЕСТО БЕЙТ-ЭЛЬ, НО ЛУЗ - ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ИМЯ ЭТОГО ГОРОДА. /20/ И ДАЛ ЯАКОВ ОБЕТ, ГОВОРЯ: "ЕСЛИ СО МНОЮ БУДЕТ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СОХРАНИТ МЕНЯ НА ТОМ ПУТИ, КОТОРЫМ Я ИДУ, И ДАСТ МНЕ ХЛЕБ ДЛЯ ЕДЫ И ПЛАТЬЕ ДЛЯ ОДЕЖДЫ, /21/ И ВОЗВРАЩУСЬ С МИРОМ В ДОМ ОТЦА МОЕГО, ТО БОГ БУДЕТ МНЕ ВСЕСИЛЬНЫМ. /22/ А КАМЕНЬ ЭТОТ, КОТОРЫЙ Я ПОСТАВИЛ ПАМЯТНИКОМ, БУДЕТ ДОМОМ ВСЕСИЛЬНОГО; А ИЗ ВСЕГО, ЧТО ДАШЬ МНЕ, ПОСВЯЩАТЬ БУДУ ДЕСЯТИНУ ТЕБЕ". 
Именно здесь, в Бейт-Эле, Яаков получает обетование Земли Израиля, здесь ему дана сама суть еврейской миссии – завоевать землю и создать здесь народ, от которого благославятся все племена земли. Этот сон и полученное Яаковом благословение сопровождает еврейский народ всю длиную историю, уже почти 4000 лет, именно эти слова питали надежду на возвращение 2000 лет рассеяния! Можно ли указать конкретное место сна Яакова? Такое место есть!
Замечательный знаток земли Израиля, Зеев Вильнаи, приехал в строящийся Бейт-Эль и рассказал, что еще до войны за Независимость бывал здесь, что он не согласен с определением места сна Яакова, данным археологом Олбрайтом, и привел доказательства своей точки зрения, именно они и будут изложены ниже. С тех пор на месте сна Яакова поставлена табличка (см. фото).
Зеев Вильнаи в своих поисках обратился к старейшинам ближайшей арабской деревни и они показали ему «макам мукаддас», то есть «святое место», где по сей день собираются мусульмане на молитву. Здесь находятся развалины двух строений – мечети, построенной в период раннего ислама, и христианской капеллы времен крестоносцев. То есть две разные постройки свидетельствуют о том, что это место свято для двух религий. А где же евреи? Сотни еврейских захоронений периода второго Храма найдены вокруг. Иными словами, есть доказательства святости этого места для всех трех монотоистических религий. Какое же святое место находится в окрестностях Бейт-Эля? Конечно – это место сна Яакова. Сегодня это место объявлено заповедником из-за обилия очень старых деревьев, что тоже свидетельствует о его святости, так как вне зависимости от того, кто владел землей, на святых местах не принято было рубить деревья.
А если посмотреть повнимательнее вокруг, мы сможем найти и другие доказательства правильности сделанного предположения.
«Макам мукаддас» представляет из себя большую ровную площадку, здесь на поверхность земли выходит природная скала. Представим себе Яакова, который бежит от Эйсава: в ближайшей деревне он ночевать боится – а вдруг его узнают и донесут брату; уже стемнело, вокруг лес, полный диких зверей. Совершенно естественно было бы останавиться на ночь на большой ровной площадке, как бы специально предназначенной для безопасной ночевки в лесу. 
А что было на этом месте после сна Яакова? 
Известно, что Иероваам, первый царь отделившихся 10-ти колен Израиля, строит Бейт-Эле храм, который должен стать альтернативой Иерусалимскому Храму царя Соломона. Иероваам не случайно выбирает Бейт-Эль для строительства храма: он строит его на месте сна Яакова, не менее святом для еврейского народа, чем Иерусалим. Развалины большого общественного здания рядом с «Макам мукаддас» обнаружил еще археолог Олбрайт, но не идентифицировал его.
У здания очень широкие стены, причем внешние камни стены большие, а пространство между двумя рядами больших камней заполнено камнями более мелкими. Такая кладка характерна именно для периода Первого Храма, причем для общественных зданий, а не личных домов. Так же построена всем хорошо знакомая «Широкая Стена» в Иерусалиме. Размеры здания были 15 метров в длину и 10 метров в ширину, что примерно соответствует размерам Скинии в пустыне. Что делает одинокое большое общественное здание в лесу, вдали от ближайшей деревни Битин (древнего города Бейт-Эль)? Видимо, это здание должно было отмечать святое место, место сна Яакова. Здесь есть большая ровная поверхность камня – видимо здесь кохены делали свою работу – огромная ровная площадка (200х100м) вокруг – это было место для сбора народа на праздники, причем площадка для сбора народа здесь даже больше, чем в Иерусалиме на Храмовой горе во времена Соломона. А где же был храмовый жертвенник? На праздники здесь должны были приносить сотни тысяч жертв. Обычно жертвенник располагался вне святилища, на возвышении. Про храм Иероваама известно, что на возвышении на жертвеннике в Бейт-Эле стоял золотой телец, такой же, как в Дане, отмечая южную и северную границы царства Иероваама. Невысокий холм из камней существует здесь и сегодня, видимо, здесь располагался жертвенник Иероваама. В конце книги Царств рассказано о царе Иошаяху, который приходит в Бейт-Эль и разрушает храм Иероваама (Книга Млахим бет, 27): «Иошаяху в Бейт Эле сжег жертвенник на высоте, который построил Иероваам, сын Навата, и ввел в грех Израиль; и превратил в пепел Ашейру [культовое дерево]». Но, вероятно, храм в Бейт-Эле продолжал служить местом паломничества для остатков 10 колен и самаритян и после разрушения Северного царства. Остатки жертвенника Иероваама мы видим и сегодня. В этой куче камней найдено очень много костей животных, причем все эти животные соответствуют требованиям кашрута, что также подтверждает предположение, что эти развалины в прошлом служили еврейским жертвенником. Но куда направлен храм? Не на Иерусалим, а на место «Макам мукаддас», то есть на место сна Яакова! Иероваам ушел из Иерусалима, для него самое святое место – это место сна Яакова, именно так построен Храм, по направлению к святости. Из других ритуальных мест святости (Шило, Иерусалим, гора Эйваль) мы знаем, что место, где можно было есть храмовую жертву, то есть ограничение места святости, отделялось небольшим забором от остальной территории. Этот забор, вернее его остатки видны и сегодня - внутри «пределов святости» много костей кошерных животных и разбитой керамической посуды.
Как известно, южное и северное царство вели непрекращающиеся войны более 100 лет подряд, от времен Иероваама до времен царя Ахава. Причем Иудея стремилась разрушить Храм Иероваама, так как именно он мешал 10 северным коленам подниматься в Иерусалим. Получается, что вокруг Храма Иероваама должны быть остатки мощных военных укреплений. Однако с трех сторон – с запада, севера и востока – укрепления не нужны, так как крутые склоны оврага являются природным оборонным укреплением. А с юга от храма Иероваама действительно есть остатки мощной стены и дозорной башни. Ширина сохранившейся до наших дней стены 4-5 метров! Эта стена защищала «идеологическое сердце» царства – храм, построенный на месте сна Яакова. Вот, теперь все встало на место, разгадка места сна Яакова найдена...
Мы, в нашем поколении, после 2000 лет галута, можем открывать для себя заново места библейских событий. Здесь, на этом месте, начало еврейского народа, здесь Яакову и всем нам объясняется миссия еврейского народа, здесь обетование земли и отсюда начинается «большая прогулка» еврейского народа по истории. Сон Яакова сопровождал нас все 4000 лет еврейской истории, давал силы, веру и надежду, так как в этом сне, кроме обещания земли и миссии, было сказано: 
/15/ «И ВОТ, Я С ТОБОЮ, И СОХРАНЮ ТЕБЯ ВЕЗДЕ, КУДА НИ ПОЙДЕШЬ, И ВОЗВРАЩУ ТЕБЯ В ЭТУ СТРАНУ, ИБО Я НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ, ПОКА НЕ СДЕЛАЮ ТОГО, ЧТО ГОВОРИЛ ТЕБЕ". 
Это сказано не только Яакову, но и всем нам, его потомкам, всему еврейскому народу.
Согласно традиции, ангелы, которые спускаются и поднимаются по лестнице – это империи, которые завоюют Землю Израиля и еврейский народ. Сегодня мы можем все эти империи перечислить – Ассирия, Вавилон, Персия, Греция, Рим, мусульмане, крестоносцы, мамлюки, турки, англичане. На 2000 лет уходит еврейский народ в галут, чтобы снова вернуться и сказать: «Да, мы – свидетельство того, что Бог выполняет обещание, данное Яакову, мы живые свидетели сбывшегося пророчества!»
После возвращения из Харана Яаков приходит в Бейт-Эль в соответствии с прямым указанием Бога, полученным им в Шхеме. В Бейт-Эле Яаков строит жертвенник, и вероятно, на месте жертвенника Яакова в дальнейшем строит жертвенник Иероваам. Рамбам говорит, что только когда Яаков выполнит то, что обещал, тогда и Бог выполнит свои обещания. Яаков как бы ставит Богу условие, он начинает со слова «если», тогда Яаков обещает вернуться:
«...ЕСЛИ СО МНОЮ БУДЕТ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СОХРАНИТ МЕНЯ НА ТОМ ПУТИ, КОТОРЫМ Я ИДУ, И ДАСТ МНЕ ХЛЕБ ДЛЯ ЕДЫ И ПЛАТЬЕ ДЛЯ ОДЕЖДЫ, /21/ И ВОЗВРАЩУСЬ С МИРОМ...»
Что думал Яаков, глядя в звездное небо? Написано: 
"КАК СТРАШНО МЕСТО ЭТО! ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ДОМ ВСЕСИЛЬНОГО, А ЭТО - ВРАТА НЕБЕС".  Одинокий, испуганный, преследуемый братом, лишившийся отчего дома, юноша сомневается, боится, он уходит в неизвестность, в Галут. Своим возвращением в Бейт Эль Яаков как бы закрывает страницу в своей жизни, страницу Галута, неуверенности и сомнений. Он возвращается сильным, с большой семьей и жизненным опытом, получив новое имя – Исраэль.
 Эту историю праотца Яакова повторяет еврейский народ в наши дни, вслед за Яаковом возвратились и мы, сильные, с большим жизненным опытом. Страна Израиля и существующее сегодня поселение Бейт-Эль – все это свидетельство выполненных Богом обещаний, данных Яакову.

Марина Воробьева
На главную
Guide 21