Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

Кто такие бедуины? Кочевые племена арабского происхождения («бедуи» в переводе с арабского – «житель пустыни»). Бедуины, живущие в Израиле и Иордании, сами себя арабами не считают. Они относят себя к потомкам древних набатеев, обитавших когда-то в Негеве и Заиорданье. В Израиле бедуины по-прежнему ведут кочевой образ жизни (хотя сейчас южнее Беэр-Шевы и в районе Маале-Адумим можно видеть поселения оседлых бедуинов). Их кочевья вплотную подходят к городам или располагаются вдоль оживленных шоссе, потому что многие мужчины работают в городах. Еще несколько десятилетий назад район их кочевий был гораздо обширнее и в городах они появлялись редко – только для покупок или продажи скота. Поэтому знаменитое «бедуинское гостеприимство», характерное, кстати, для всех кочевых народов, сейчас скорее дань традиции. Но тогда в «бедуинском гостеприимстве» был свой практический смысл. Представим себе кочевой клан, ушедший в пустыню на летние или зимние пастбища. Что такое бедуинский клан, или семья? Это его глава (шейх), жены шейха (иногда три-четыре), взрослые сыновья со своими семьями. Обычно клан насчитывает до пятидесяти человек. После долгих месяцев общения только друг с другом и мелькания одних и тех же лиц возникает совершенно особенная ситуация, когда человек испытывает «информационный голод». И вдруг появляется путник. Прежде всего он – носитель информации. Его приглашают в шатер, сажают на почетное место, и задача бедуинов – выпытать у него все новости: кто родился, кто женился, что происходит в других кланах, а заодно и в стране и т.д. Чтобы этот человек остался и рассказывал, они делают все от них зависящее. Прежде всего ему дают маленькую чашечку очень горячего и очень крепкого кофе. Такой напиток залпом не выпьешь. И путник не торопясь потягивает кофе и рассказывает. Кофе крепкий, выпив его, долго не испытываешь сонливости. Чашка крошечная, поэтому кофе туда постепенно подливают. А там и ужин подоспел: гостя кормят до отвала и снова наливают кофе. Идет неторопливая беседа. Когда приходит время спать, гостю уступают лучшее место в шатре. Так проходит день и второй, иногда и третий. Гостя вполне устраивает такой прием, он с удовольствием задерживается у радушных хозяев. Когда же он рассказал все новости, поведал все притчи и сказания, хозяева вежливо наливают ему полную чашечку кофе. Это знак того, что пора уходить.

Возникает естественный вопрос: что же за люди бедуины, что могут позволить себе днями напролет рассиживаться в шатре за разговорами? Как распределяются обязанности и каков ритм жизни бедуинской патриархальной семьи? Функция шейха – главы клана – общее руководство семьей, решение всех внутрисемейных и межклановых проблем, определение времени и места откочевывания на пастбища, что предполагает хорошее знание местности, колодцев и границ невидимых, но жестко определенных участков обитания каждого бедуинского клана. Функция остальных мужчин – вооруженная охрана стад и лагеря, иногда охота – вот и все. Дети пасут скот, женщины выполняют самую трудоемкую работу: приготовление пищи, уход за малолетними детьми и молодняком, шитье и ремонт одежды и верблюжьей упряжи, изготовление ковров для бедуинского шатра. Летний шатер ткут из верблюжьей шерсти, а зимний – из шерсти черной козы. Эта шерсть обладает очень высокой степенью водоотталкивания: при попадании на нее воды шерстинки разбухают и полотнище ковра защищает от дождя лучше брезента. Внутри шатер делится на две неравные части: меньшая (около трети шатра) отгораживается занавесом – это женская половина, где живет одна из жен, ее дети и молодняк скота. Там же – своеобразная кухня, швейная и ткацкая мастерская. Вход чужим мужчинам сюда запрещен. Остальную часть шатра занимает мужчина. Там он спит, ест, пьет кофе, играет на табабе, курит кальян и принимает гостей. Ритм жизни весьма нетороплив, жестко привязан к сезонам – зимним дождям и летней жаре.

Бедуин в джинсах, рубашке и свитере – это дань современности. Традиционная одежда бедуинов – и мужчин, и женщин – длинная, до пят, как правило темного цвета рубаха с длинными рукавами и глухим воротом - джалабия. Голова закрыта платками, нередко так, что видны одни глаза. У женщин платок темного цвета, у мужчин либо белый, либо в серую или красную клетку (кефийя). Почему же в нашем жарком климате они с таким упорством отказываются от шорт и футболок? Дело в том, что летом в пустыне температура в тени нередко превышает 40 градусов. Когда температура воздуха выше температуры тела, раздевание не помогает, наоборот нужно "упаковываться" в одежды, сохраняя температуру тела внутри по принципу термоса. Для пустыни характерен резко континентальный климат. Зимой по ночам температура воздуха достигает минусовой отметки. Длинные темные бедуинские одеяния, поглощающие солнечные лучи, способствуют согреванию.

Как известно, местные арабы – это, в основном, потомки бедуинов, с течением времени принявшие оседлый образ жизни. Их одежда – отголосок уже потерявшей актуальность бедуинской традиции. Правда, нередко можно отличить оседлого городского араба от кочевого бедуина. Араб носит джелабию светлого или белого цвета, а концы кефийи откинуты за плечи или на затылок, в то время как у бедуинов они свисают на грудь, чтобы в случае пыльной бури или сильного ветра с песком можно было закрыть лицо. Что же касается женской одежды, то темные платья бедуинок отличаются богатой ручной вышивкой на груди. Эта вышивка – не просто украшение, это повествование о самом главном. Посторонний мужчина, повстречавшись с чужой дочерью или женой, как истинный мусульманин, не может смотреть ей в лицо. Поэтому он разглядывает вышивку на платье и по ней определяет, из какого она клана, замужем или нет, сколько у нее детей, и «прочитывает» другую «закодированную» информацию, понятную только жителям пустыни.

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21