Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

Мертвое море!.. Знаменитое Соленое море Библии... Можно считать библейские предания сказками, но даже у самого неисправимого скептика замирает сердце, когда он впервые читает на придорожном указателе слово "Содом".

На перекрестке Арава 25 шоссе, ведущее из Беер-Шевы в Димону, а затем в сторону Содома (Сдома), сливается с 90 шоссе. Рекомендую вам, дорогие читатели, остановится и полюбоваться панорамой еще до спуска в район Мертвого моря. Не пропустить поворот налево на панораму Вам поможет указатель на дороге. Другая панорамная площадка находится на Сдомской горе, поворот туда по не асфальтированной, но хорошо утрамбованной дороге, с 90 шоссе по направлению к Меарат ха-Кемах – «Мучной Пещере» (название пещеры говорит само за себя, дело в том, что дети, вылезая из этой пещеры, выглядят так, как будто их обсыпали мукой). Потрясающий вид открывается с панорамы!

Прежде всего сама Сдомская гора – это удивительное природное образование, не имеющее аналогов в мире. На десятки километров разлилась и застыла соль на поверхности земли. Гора по своему составу точно такая же, как соль Мертвого моря, она так же стерильна от растительности и животного мира, как и воды Мертвого моря.

Да, где-то здесь стояли печально знаменитые города Содом и Гоморра. Из обреченных городов дано было выйти лишь семье праведника Лота. Давайте вспомним эту поучительную историю и для этого откроем Танах (книга Берешит 13-14, 18-19).

После длиной дороги из Месопотамии в землю Обетованную, куда направляется Авраам вместе со своим племянником Лотом, именно здесь, уже на Святой земле пастухи Лота ссорятся с пастухами Авраама. О чем спорят пастухи? Пастбища для скота – это серьезная проблема, так как речь идет о большой территории, ведь скота много. Благородный Авраам предлагает Лоту выбирать, где бы он хотел остановиться, и отделиться от Авраама. Лот выбирает плодородное Заиорданье. Вероятно, глядя на окружающие земли с самой высокой горы Шомрона – Баал-Хацор, Лот выбирает себе земли – восточный берег Мертвого моря до грешных городов Содом и Гомора. Лот знает о греховности своих будущих соседей, но его это не останавливает. Можно предположить, что панорама на города Содом и Гомору во времена Лота и Авраама была несколько более обнадеживающей, чем в наши дни, иначе бы Лот не остановил свой выбор именно на этой земле.

Вызывает сомнение даже существование Мертвого моря в то время. В цветущей долине - Эмек а-Шедим, где ведут между собой войну 5 северных царей против объединения 4 южных царей, среди которых цари Содома и Гоморры (см. Берешит 14/10), существуют грязевые ямы, куда и провалились проигравшие войну цари Содома и Гоморы. Объединенная армия северных царей берет большую добычу, в том числе Лота со всей семьей и многочисленными стадами. Узнав об этом Авраам идет на войну выручать племянника, гонит врага до Дана и Даммэсэка (14/15-16), освобождает Лота вместе со всем имуществом. На обратном пути Авраам заглянул в город Шалем, в долину царскую (14/18). В самой Торе – это единственное место упоминания Иерусалима, в то время правит в городе Малкицедек, который встречает Авраама хлебом и вином и благословляет его победу (14/19-20). Лот с семейством возвращен домой, но ненадолго. Впереди грозные события – уничтожение обреченных на гибель Содома и Гоморы.

Продолжение библейской истории лучше рассказывать у соляной статуи – «эшет Лот» (жена Лота), для удобства путешественников установлен указатель у одного из десятков соляных столбов, которые имеются в этом районе, - это сделано, как результат сложившейся буквально на наших глазах традиции (я помню время, когда экскурсоводы спорили между собой: какой из соляных столбов выдавать за жену Лота). Возможно, указатель на «жену Лота» установили в связи с отменой указателя на вход в соляные пещеры (необходимо что-то показывать туристам по дороге в Эйлат!), с недавнего времени посещение пещер считается небезопасным из-за возможного природного камнепада в период дождей.

Итак, Авраам в Хевроне (Элон Море), он смотрит на Содом (не совсем понятно, с какой горы можно его увидеть?) и к шатрам Авраама приходят посланцы Всевышнего. Авраам уже прославился своей справедливостью, честностью и щедростью и Бог посвящает Авраама в свои планы уничтожения греховных городов Содома и Гоморы. Затем Тора рассказывает нам о споре, который посмел вести Авраам, пытаясь спасти обреченные города. В Содоме не нашлось и десяти праведников, которые могли бы предотвратить наказание и спасти жителей. В итоге из осужденных городов дано выйти лишь Лоту и его семье. За какие же грехи пострадали жители? Ответ на этот вопрос Вы найдете в Торе (Берешит19/4-9). По дороге в горы жена Лота нарушает запрет, повелевавший не оглядываться. Она оглянулась на прошлую жизнь, на гибнущие города и превратилась в соляной столб. Библия дает нам очень точное описание землетрясения. Авраам видит «…и вот, поднялся дым с земли, как дым из печи. (19/29)». Возможно именно с этого времени существует Мертвое море и мертвая Содомская гора, которые мы видим до сих пор. Кстати, Библия неоднократно описывает нам явления природы, например, во время совместного похода Йорама бен Ахава, израильского царя, Иехошуа – иудейского царя и Эдомского царя против моавитян (Млахим…) мы находим лаконичное, очень четкое описание наводнения в пустыне. По всей видимости, речь идет о пустыне Негев, атаковать Моав решено было с юга и на протяжении 7 дней продвижения армии к месту боя у солдат не было воды. Пророк Элиша, ученик Ильи-пророка «вызывает воду», которая наполняет пересохшие вади всего на несколько часов (как точно описано наводнение), как раз столько времени, чтобы хватило напиться еврейской армии и не досталось врагу.

Двигаясь дальше вдоль берега Мертвого моря на север можно посетить Массаду или повернуть по указателю в «нахаль Мишмар», где был найден клад медных культовых предметов, возраст которых 6000 лет! Немного не доезжая до SPA Эйн-Геди, модно повернуть в нахаль Хевер, здесь в пещерах были найдены удивительные документы и личные вещи евреев, прятавшихся здесь от римлян во времена Бар-Кохбы. Находки из нахаль Мишмар и нахаль Хевер хранятся в Музеон Исраэль в Иерусалиме, возможно стоит подготовиться заранее к путешествию и посмотреть музейную экспозицию еще до поездки.

Продолжив наше путешествие дальше на север, мы попадем в Эйн-Геди. Здесь обязательно стоит осмотреть еврейскую деревню и синагогу римско-византийского периода, вспомнить про «тайну деревни», о которой нам напоминает надпись на мозаичном полу синагоги, – тайну производства благовоний из древнего афарсемона, исчезнувшего с лица земли вместе с жителями деревни, которые унесли с собой свою тайну.

В верховьях водопада Суламифь находится пещера, которая традиционно считается местом встречи будущего царя Давида и преследующего его царя Шауля. Откроем Библию (Шмуэль алеф, 24) и прочитаем: «…Давид в пустыне Эйн-Геди…и пошел (Шауль) искать Давида и людей его по скалам, где живут серны…а там была пещера; и зашел туда Шауль за нуждой; а Давид и люди его сидели в глубине пещеры…И встал Давид и тайно отрезал край меила Шаулева…». Пещер в горах вокруг Эйн-Геди много, однако по сложившейся традиции право называться пещерой встречи Давида и Шауля принадлежит только одной конкретной пещере в горах. Попасть в эту пещеру не сложно, у входа в заповедник дают карту местности с отмеченными на ней достопримечательностями. На карте пещера отмечена – «Меарат дудаим» (пещера дружбы), так как Шауль после случившегося в пещере на время прекращает преследовать Давида, убедившись в том, что даже имея возможность избавиться от Шауля и преследований навсегда и стать царем, Давид этого не сделал и сумел тем самым доказать Шаулю честность, чистоту и искренность своих намерений…

  Марина Воробьева



На главную
Guide 21