Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

Звезды понемногу меркнут, силуэты гор проступают из океана мглы, на горизонте появляется светлая полоска и освещает угрюмую часовню и десятки притихших людей, кутающихся в свитера и одеяла. Ради этого момента собрались они на вершине, ради этого момента поднимались несколько часов - сначала верхом на верблюде, потом пешком по горной тропе, освещая фонариками свой путь в кромешной тьме. И вот, вдали и внизу, горизонт как будто взрывается, и огненный шар Солнца взлетает в небо, заливая ослепительным светом собравшихся на площадке людей и фантастический хаос гор, раскинувшихся под ними. Потрясающее зрелище! Тот, кто совершил восхождение на Джебель Муса - "гору Моисея", традиционно считающуюся библейской горой Синай, и встретил рассвет на ее вершине, не забудет этого зрелища никогда. Но во время многочасового спуска с горы туристу невольно начинают приходить в голову другие мысли - о том, что ничего на этой горе не говорит о ее святости, что только святая Елена "назначила" ее горой Синай, что все это - лишь красивое зрелище и туристический аттракцион, исправно кормящий многочисленных верблюдовладельцев и содержателей фанерных "ресторанов", сколоченных на скорую руку у горной тропы. Как кто-то пошутил, на этой горе скорее станешь солнцепоклонником, чем уверуешь в единого Бога.

Но есть другая гора, и подъем на нее рождает другие ощущения и другие мысли...

В отличие от Джебель Муса, на гору Карком не поднимаются собравшиеся со всего света толпы туристов. Вряд ли на ней побывал каждый сотый израильтянин, хотя гора эта расположена на территории Израиля; более того, вряд ли один из ста израильтянин о ней слышал. Не так давно она даже не входила в список полутора десятков гор-"претендентов" на "звание" горы Синай. Почему же именно эта гора привлекла внимание ученых? На первый взгляд, она ничем не отличается от многочисленных соседей. Но знакомство с ней открывает поразительные вещи.

Гора Карком буквально покрыта большими и маленькими глыбами кремня, причем, как утверждают археологи, кремня высочайшего качества, пригодного для изготовления замечательных каменных орудий. В каменном веке такой кремень был "стратегическим сырьем" и ценился на вес золота, если люди того времени вообще придавали золоту какую-то ценность. На горе можно найти искусно обработанные каменные ножи, скребки, наконечники стрел и копий – в каждый из них вложен труд и мастерство наших далеких предков. Но кремень – не только сырье. От времени поверхность камня покрывается тонким слоем темной патины. Скалывая этот слой, древние люди наносили на камень рисунок. Более сорока тысяч таких рисунков найдено на горе Карком – это самая богатая древняя "галерея" на Ближнем востоке! Иногда на одном камне можно увидеть и более светлый рисунок, которому "всего" две-три тысячи лет, и рисунок, уже успевший покрыться темным налетом - он на несколько тысячелетий старше... Много изображений антилоп, скорпионов, змей, черепах; но есть и другие изображения, даже пиктографические надписи-рисунки.

Букве "хей" евреи придают особое значение - это буква Бога, недаром буква "хей" в имени "Авраам" стала знаком союза с Ним. Но знаете ли Вы, что первоначальное начертание этой буквы - фигура стоящего человека, который молится, воздев руки к небу? На горе Карком обнаружены надписи, в которых две такие фигуры нарисованы рядом со штрихом, уже тогда обозначавшим букву "йуд": "йуд-хей-хей" - ведь это имя Бога, начертанное на камне многие тысячелетия назад! Археологи нашли и остатки древних построек, причем в отличие от соседних гор, где найдены в основном утилитарные сооружения, на горе Карком были обнаружены древние святилища и жертвенники - их более четырехсот! Ученые пришли к выводу: гора Карком с глубокой древности была священной горой, местом поклонения и паломничества.

Вспомним, как описано в Торе явление Бога Моше в пламени терновника. "Моше же пас овец у Итро, тестя своего, жреца Мидьянского. Повел он раз овец за пустыню и пришел к горе Божией, Хорэйву. И явился ему ангел Господень в пламени огня из средины куста терновника." Бог явился Моше в месте, которое уже было известно как "гора Божия", как место поклонения. Традиционно гору Хорэв отождествляют с горой Синай. Монахи древнего монастыря Санта-Катарина, построенного в шестом веке у подножия "синайской горы Синай" – Джебель Муса - даже показывают посетителям "тот самый" куст, что горел и не сгорал. Последний раз гора Хорэв упоминается в ТАНАХе в Первой книге Царей: ангел посылает туда пророка Илию, на ее вершине Господь возвещает пророку свою волю. Но в книгах Маккавеев (христиане считают их каноническими, а евреи нет) написано, что после разрушения первого Храма Навуходоносором иерусалимские священники отнесли скрижали Завета на Божью гору - туда, где они были получены. Есть свидетельства, что в гораздо более позднюю эпоху ессеи пытались отыскать спрятанные священниками скрижали – и у подножия горы Карком археологами действительно был обнаружен лагерь ессеев.

И вот мы едем на гору Карком. Отважно перебираемся через потоки, разлившиеся на шоссе после недавних иерусалимских дождей, и к вечеру добираемся до киббуца Яхель, что километрах в шестидесяти от Эйлата. Все-таки, есть что-то удивительное в атмосфере киббуца, особенно такого, выросшего буквально из песка – недаром киббуцная гостиница, где мы проводим ночь, называется "Маайян ба Мидбар" - "Родник в пустыне". В Яхеле живут наши старые друзья, и наутро мы вместе садимся в машину и отправляемся в путь. В условленном месте нас ждет джип, приехавший за нами из поселения Шахарут. Если наши друзья-киббуцники кажутся нам, горожанам, людьми не совсем обычными, то жители Шахарута - народ и вовсе удивительный. Это люди, не живущие в пустыне, а живущие пустыней. Некоторые из них по нескольку лет прожили в бедуинских семьях и стали "почти бедуинами". Такой образ жизни может избрать для себя только человек, склонный к философским размышлениям и медитации. Но жители Шахарута – не отшельники. Они готовы поделиться своим знанием пустыни и любовью к ней с приезжающими к ним туристами. В Шахаруте даже проводят семинары для коллективов различных компаний: совместная работа по устройству лагеря, разжиганию огня, приготовлению пищи традиционными бедуинскими методами помогает людям лучше понять друг друга. Есть в Шахаруте и джипы, и верблюды, и огромные бедуинские палатки для гостей. И неудивительно, что именно жители Шахарута стали как бы хранителями горы Карком и многое сделали для того, чтобы она приобрела известность и была признана Юнеско.

Наш джип едет вдоль границы с Египтом. Это закрытая зона, и для въезда в нее необходимо получить разрешение армии. Нас останавливает пограничный патруль. По ту сторону "забора" движется такой же патруль египтян. Мы едем дальше, провожая взглядом редкие вышки с египетскими черно-красно-белыми флагами - других признаков цивилизации не видно. Наконец, джип с ревом выворачивает с дороги и переваливаясь с горки на горку, везет нас к цели нашего путешествия. Перед нами гора Карком.

Мы выгружаемся из джипа и осматриваемся вокруг, наслаждаясь тишиной и покоем пустыни, ошеломившими нас после тряски и рева мотора. Гора Карком невысока, и нам вдруг - не то в шутку, не то всерьез - приходит в голову, что это еще одно свидетельство в пользу того, что она может быть настоящей горой Синай: ведь восьмидесятилетний Моше поднимался на нее семь раз!

Мы готовы начать подъем, но Сефи, наш проводник из поселения Шахарут, ведет нас куда-то вниз. Мы уже догадываемся, что увидим там. Недаром мы больше полугода готовились к встрече с этим местом, обшаривали интернет в поисках материалов - мы знаем, что нам предстоит увидеть, как человек, пришедший в Лувр, знает, что где-то там, в одном из залов, он увидит Мону Лизу. И вот, буквально в ста метрах от нашего джипа, мы останавливаемся перед древним жертвенником. Небольшая площадка, грубо обработанный камень для заклания жертвенных животных, напоминающий плаху. На краю площадки вертикально установлены двенадцать камней – два ряда по шесть камней в каждом. "И пришел Моше, и пересказал народу все слова Господни и все законы; и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все слова, которые говорил Господь, исполним. И написал Моше все слова Господни, и встал рано поутру, и построил жертвенник под горою и двенадцать памятных столбов двенадцати коленам Исраэйля". Эти камни совсем небольшие. В свое время мы были немного разочарованы, увидев их фотографию. Но здесь, посреди пустыни, это несомненное свидетельство служения человека Богу производит потрясающее впечатление!

Постояв перед жертвенником, начинаем подниматься по склону горы. Подъем совсем не тяжелый, но все-таки наша маленькая группа растягивается. Наши провожатые идут далеко впереди, беседуя и, похоже, даже не обращая на нас внимания. "Тоже мне, гиды..." – подумали мы, но спустя некоторое время поняли, что все правильно: здесь лучше всего идти самому, в своем собственном темпе, останавливаясь, осматриваясь, отходя в сторону – слишком уж много интересного вокруг. Весь склон горы усыпан темными камнями – это и есть знаменитые кремни горы Карком. Некоторые из них под влиянием многовековых колебаний температуры растрескались, образовав острые каменные пластинки - наверное, такими пластинками пользовались древние люди, прежде чем научились сами раскалывать и обрабатывать камень, придавая ему нужную форму. А вот и рисунки! Сколько их! Антилопы, скорпионы, змеи... "Если бы я был древним человеком, я обязательно нарисовал бы что-нибудь на том большом камне," - говорит один из нас, отходит, чтобы проверить, и, конечно же, обнаруживает рисунок. Наконец мы собираемся на вершине. Наши открытия продолжаются. Вот лишенные камней круглые площадки-тарелки – это следы стойбищ древних людей, проходивших здесь 35-40 тысяч лет назад. Вот обнесенная камнями площадка, посреди которой установлен камень с грубо высеченными глазами и ртом – это одно из четырехсот обнаруженных на горе древних святилищ. Поистине, гора Карком была местом поклонения, "Божьей горой", задолго до того, как Моше пас в пустыне овец Итро. А вот на одном из камней, рядом с изображениями скорпионов и черепах, небольшой рисунок: двойная табличка, разделенная на десять квадратиков. Да ведь это скрижали с десятью Заповедями! По крайней мере, нам так хочется в это верить...

Мы узнаем все новые и новые удивительные вещи о горе Карком. Оказывается, название "Карком" было предложено Комиссией по географическим названиям, оно совершенно произвольно; но арабское название этой горы переводится как "гора Празднеств" или "гора Торжеств" - может быть, это след прежнего культового значения горы? Гора расположена совсем рядом с Нахаль Паран, а именно в пустыню Паран направились израильтяне, покинув стан у горы Синай. Кстати, по мнению Сефи, слово "мидбар", означающее в современном иврите пустыню, в те времена имело значение "пастбище в пустыне" - то место в пустыне, где можно найти растительность для выпаса скота. Разумеется, такие места встречаются, в основном, в руслах пересыхающих потоков. Значит, многочисленные "пустыни", перечисляемые в Торе (пустыня Шур, пустыня Син, пустыня Паран... - откуда столько разных пустынь на достаточно небольшой территории?) – в действительности долины речек, между которыми наши предки кочевали в поисках пастбища. Если это верно, то становится понятно (это уже наше собственное "открытие"), почему в Торе написано "Повел он раз овец за пустыню...": Моше прошел пастбище в русле реки, и после этого пришел к горе Божией. Примерно так же, миновав Нахаль Паран на джипе, достигли мы горы Карком...

Сефи показывает нам сделанные с самолета фотографии, на которых видны десятки древних лагерей, разбросанных вокруг горы. Говорят, недавно на горе обнаружили странное изображение размером несколько десятков метров. Подобно знаменитым фигурам пустыни Наска, его можно разглядеть только с воздуха. На вершине горы найдена пещера. Может быть, в этой пещере отдыхал Моше, а через много веков Илия, во время своих восхождений на гору Божью? Вообще, слово "вершина" не очень подходит к горе Карком. Скорее, это вытянутое плато длиной двенадцать километров. Разумеется, за время одного короткого восхождения невозможно увидеть даже малую часть чудес горы. Как тут не позавидовать археологам, проведшим на горе много дней и ночевавшим здесь под шатром звездного неба, не засвеченного городскими огнями!

А вот и совсем удивительные истории. Здешние горы и ущелья обладают необычными акустическими свойствами. Как-то раз Сефи поднялся на вершину горы (правда, не горы Карком, а соседней) и громко прочел десять Заповедей. Его голос был слышен на расстоянии на расстоянии нескольких километров, можно было разобрать каждое слово! Во время другого похода на гору он увидел одинокое облако в форме столба, которое неожиданно появилось над вершиной горы, пролилось дождем над определенным местом (вокруг было сухо!) и через некоторое время исчезло. На том месте, куда пролился необычный дождь, нашли следы огня, горевшего здесь много веков назад. Сефи считает, что так Бог указал ему место, где Моше увидел горящий куст терновника...

К этим рассказам можно относиться по-разному. Но существуют многочисленные сугубо научные доводы в пользу того, что гора Карком – действительно библейская гора Синай. Автор этой гипотезы и первый исследователь горы – итальянский археолог Эммануэль Анати. Его аргументы убедили даже Папу Римского: Ватикан признал гору Карком святым местом!

Мы покидаем гору Карком... У ее подножья для нас приготовили трапезу "в стиле Авраама": козий сыр, лепешки, финики... "А знаете, - говорит Сефи, - "На этой горе не бывает случайных посетителей. Все, кто сюда приходит, уже были здесь - тогда, вместе с Моше..."

Мы писали эту статью со сложным чувством. Нам хотелось, чтобы как можно больше людей узнали о горе Карком и взошли на нее. Но мы понимаем, что именно ее труднодоступность сберегла в течение веков и тысячелетий ее сокровища. Говорят, на горе Карком уже есть наскальное изображение Микки-Мауса... Наверно, его автору было забавно думать, что когда-нибудь об этом "шедевре" напишут: "Культовое изображение местного зооморфного божества; конец второго - начало третьего тысячелетия н.э.". Но все-таки, сюда должны приходить только те, у кого при встрече с древними камнями звучит в душе "голос тонкой тишины": "Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая..."

  Михаил Магрилов, Марина Воробьева
На главную
Guide 21